Previous Entry Share Next Entry
Почему шведы нам помогали.
d_clarence
Самый часто задаваемый вопрос: "а почему иностранцы нам помогали?". Причем в 9 случаях из 10 спрашивающий просто ожидает ответа про корысть, "использование нашей России", "выкачивание ресурсов" и прочее. Лишь бы не сказать простое "спасибо" тем, кто спас его жизнь. Вот и сейчас, после серии постов о шведах, меня стали постоянно спрашивать: "Почему они нам помогали? Что ими двигало?"
Шведы слово "спасибо" знали. И на помощь нам их толкнула элементарная благодарность.
Ответ на вопрос "а за что?" будет звучать очень круто.
Мы подняли современную экономику Швеции и помогли ей стать одной из самых развитых и преуспевающих стран мира.

В середине января 1920 года Антанта официально отменила блокаду Советской России и разрешила заключать сделки с советскими организациями.
Одной из важнейших проблем молодого и воюющего государства была транспортная проблема. Железные дороги были, а паровозов не было. А что такое Россия без действующих железных дорог понятно даже на минимальном уровне развития интеллекта. Поэтому одной из первых международных сделок Советской России стал заказ на изготовление 1.000 паровозов. В Швеции, чья экономика, на тот момент, находилась в полном упадке - страна ежемесячно теряла тысячи граждан, уезжавших в поисках лучшей доли в США.
Что этот заказ дал Швеции.
В городе Трольхэттан вновь заработали заводы. 20.000 безработных получили рабочие места. Сдали наконец в эксплуатацию трольхэттанскую гидроэлектростанцию, которая обеспечила электричеством не только заводы, но и все западное побережье Швеции, Сконе и даже часть Норвегии. В город хлынули технические работники и инженеры. Благодаря электростанции и подготовленным кадрам Трольхэттан (жители с гордостью и не без оснований называют его "Город инженеров") стал промышленным центром Швеции и здесь стали открываться технические школы и производства. Наиболее крупнейшими и известными во всем мире заводами стали Вольво и Сааб. Дальнейшее, полагаю, объяснять не нужно. Вот так.
А подъемный кран, который грузил паровозы на пароходы, до сих пор называют "Русским" и показывают всем туристам:

И еще одна картинка, уж больно она мне нравится:

Паровоз-памятник. Именно такие ездили по нашим дорогам, доставляли грузы, поднимали экономику и снимались в фильмах:


  • 1
1 тыс. паровозов - заказ, конечно, хороший. Но "поднял современную экономику Швеции", конечно же, далеко не он один. Главным был нейтралитет в обеих мировых войнах и связанные с этим экономические преференции, которые в сумме порядка на 2-3 превысили стоимость этих паровозов.

Какие преференции? Например? Без промышленности все равно никак.

http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-162-6/978-5-88431-162-6_06.pdf

http://etheses.lse.ac.uk/178/1/Golson_The_Economics_of_Neutrality.pdf

Другое дело, что после "бума нейтральной экономики" в начале 1920-х в Швеции наступил серьёзный экономич. спад, и вот тут-то такой большой заказ был очень кстати.

Справедливости ради, "ездили по нашим дорогам, доставляли грузы, поднимали экономику и снимались в фильмах" в основном всё-таки отечественные О, Э и др. 1000 паровозов это, конечно, не мало, но это около 10% от числа паровозов только серии "О" (понятно, что далеко не все они пережили Гражданскую, но тем не менее).

Кстати, в Швеции в рамках заказа строились паровозы русской серии "Э". Не такие, как на нижнем фото. Читал также, что первоначальный заказ на 1000 паровозов был снижен до 500.

Edited at 2015-07-09 11:42 am (UTC)

Потери в паровозах были колоссальные. Многие паровозы, которые еще числились, были не на ходу. В феврале 1922 нам это здорово аукнулось - сломались и вышли из строя почти все дореволюционные паровозы.
Паровоз с нижней фотки стоит в музее в Тролхэттане. Там табличка, что именно их грузили в Россию. И вроде такой же на фото с русским краном. Хотя да, в паровозах я не спец и могу ошибаться.

"Потери в паровозах были колоссальные" - в общем да, до 60%.

"Там табличка, что именно их грузили в Россию. И вроде такой же на фото с русским краном" - ну, табличка то такое. Совсем не такой. У Эш ("шведский"), как и у остальных "Э", осевая формула 0-5-0 - 5 спаренных осей, 0 направляющих, 0 поддерживающих. У нижнего - 2-3-0.

"в паровозах я не спец" - я тоже :-)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account