Previous Entry Share Next Entry
Революционные боевики "химик" и "взрывник" ("бомбист").
d_clarence
Большевистские и эсеровские "Химики" и "Взрывники" 1905-1908 годов - это самые сумасшедшие отморозки, каких вы только можете себе представить. Причем у "химиков" еще и научный склад ума.
Химик либо взорвется сам, либо взорвется обучая Взрывника собирать перед "делом" бомбу, либо задохнется ядовитыми парами кислот, либо получит страшные ожоги, либо лишится всех пальцев собирая взрыватели. Химик, переживший в относительной целости Первую русскую революцию - товар штучный, бесконечно уважаемый и неимоверно востребованный в областях от криминала до фундаментальной науки. "Нобель - отстой" - с полным правом они могли бы говорить. И говорили.

Но по порядку.
Откуда брались Химики.
В основном из студентов, имевших склонность к химии, и рабочих химических производств. Одних талантов и страстного желания послужить революции было мало: будущие Химики проходили проверку на испуг и стрессоустойчивость. Прошедших, обучали сначала основам конспирации. Далее начиналась учеба. Никакой самообразованщины не допускалось. Что эсеровские, что большевистские Химики обязаны были пройти обучение в спецшколах под крышей боевых организаций.
Самой известной, "престижной" и авторитетной школой была киевская. Школа была организованна Южным ЦК большевиков, но о ней быстро узнали эсеры и стали сотрудничать. Школа находилась в неприметном одноэтажном домике посреди огородов где-то за Бессарабской улицей и была строго законспирирована. Основной задачей боевых организаций Киева была ее защита. Боевикам даже удалось, путем сложной и хитрой операции, устроиться извозчиками в этот район. Ученики попадали в школу не сразу, сначала нужно было прожить в Киеве 3-4 дня. За это время боевики проверяли хвосты и "замаранность" новичка. Ученикам школы было запрещено покидать ее стены на все время обучения. В огород, подышать воздухом, можно было выходить только ночью. К забору подходить строго воспрещалось.
"Душой" школы и бессменным руководителем был "Костя", действующий ассистент-лаборант киевского политехникума.
Выпускники школы, сдавшие экзамен, открывали лаборатории в разных городах страны. Особо талантливые, по решению ЦК своих партий, открывали свои школы (Москва, Армавир, Новороссийск, Екатеринослав, Урал).

Учеба. Основные дисциплины.
Каждый ученик должен был научиться делать динамит, пироксилин, гремучую ртуть, собирать взрыватель, ударно-взрывную и фитильную бомбы. Кроме того, каждый будущий Химик проходил занятия по сборке и разборке основных систем оружия, тактике уличных и баррикадных боев, теории вооруженного восстания и основным современным военно-техническим средствам.
В качестве экзамена выпускники должны были собрать две бомбы и взорвать их.

Начиналось обучение со знакомства с нитратами, кислотами и их реакциями. Сначала "Костя" все объяснял популярно, "на пальцах". Потом начинали зубрить формулы. Далее ученикам объясняли значение доз, кислотной насыщенности, температуры и охлаждения кислот. Отдельно объяснялись особенности дымящейся азотной и серной кислоты.
Дальше начинался самый сложный этап - обучение осторожной и четкой лабораторной работе. Вот здесь многие отсеивались, так как не могли к этому привыкнуть. Из-за недостатка лабораторного оборудования многое делали "на глазок". Особо этим страдали ученики из рабочих. "Костя" бился с ними сутками. Ученики и учителя постоянно висели на волосок от смерти."Костя" кричал, что при работе только "на глазок" вся революционная сеть лабораторий на 90% переместится в потусторонний мир. И был прав - лаборатории в Тифлисе и Одессе взлетят на воздух именно по этой причине.

Только овладев навыками строгой лабораторной работы, ученики приступали к изготовлению нитроглицерина. Тут тоже быстро седели. Нитроглицерин вырабатывали на неких "примитивных аппаратах". Затем учились работать с углекислой магнезией. Неверное движение или на микрон неверная доза - взрыв. (У "Кости", из-за частых повторений, выработался особый рецепт динамита - "Экстра". Его особо уважали эсеры. Именно этим сортом была взорвана дача Столыпина, а не мелинитом, как решила экспертиза).

Освоив изготовление взрывчатки, приступали к сбору бомб. Самое опасное - сборка ударно-взрывных. В готовую и снаряженную оболочку бомбы нужно было максимально аккуратно поместить пироксилиновый запал, взрыватель и замотать жестко, но не слишком, проволокой. Первые взрыватели - это ад, трэш и выпадение последних волос. Представлял он из себя стеклянную колбу, заполненную кислотой.
Вот здесь Химики и Взрывники могли услышать самый страшный звук в своей жизни - слабое потрескивание. Это означало, что колба от нажима треснула, сейчас капельки кислоты просочатся и капнут на бертолетовую соль. И прощай городской квартал.

Что из себя представлял готовый к бою снаряд.

Многие представляют лабораторные бомбы как некие круглые гранаты, которые из толпы бросают под ноги казацким лошадям. Неа. Так бросали как раз настоящие гранаты (брали от возвращавшихся из Кореи раненых и демобилизованных солдат и воинских частей - те прямо на продажу везли. Латышские "Лесные братья", например, таким образом вообще японскими винтовочными гранатами затарились) или примитивные и ненадежные "македонки". Бомба - она для гарантированного убийства или уничтожения объекта. Обычно представляла из себя сферу в 8-10 фунтов весом. замотанную проволокой. Как выглядело ее действие, дает представление отчет по экзамену Химиков "Англичанина" и "Потапыча".

Экзамен проходил в окрестностях Киева, в чаще Голосевского леса. Нашли глубокий овраг. Собрали, вставили запал и, со второго раза, взрыватель. Сопровождавшие боевики все поседели, а Костя привык.
Бомбу бросили в овраг на расстояние в 25 метров от края обрыва. Бомба ударилась о корни дерева. Взрыв был такой силы, что всех присутствовавших подбросило в воздух. На три сажени по радиусу все деревья были разворочены и повалены, в овраге не осталось ни одного целого куста.
Для наглядности картинка дачи Столыпина. Это такая же по составу и конструкции бомба, только с боевым весом в 16 фунтов, запаянная в длинную коробку


Военные дисциплины преподавал некий штабс-капитан, приезжавший раз неделю. Преподавал все то же, что преподавали и обычным боевикам, разве что с винтовкой и ножами не учили работать.
Сдавшие экзамен Химики разъезжались по городам назначения.

Работа.
Вот где ад-то.
Прибыв в город, Химик, совместно с местными боевиками, приступал к подысканию и устройству лаборатории. Химики всегда просились за город, но далеко не всегда получалось. Лабораторию надо законспирировать и найти прикрытие.
Самые частые "крыши" лабораторий в городе - фотоателье, гробовая мастерская, производство удобрений. Все эти заведения требуют постоянной поставки всякой "химии" и лаков, что не вызывает подозрений. В Питере одна лаборатория действовала при мастерской по изготовлению и покраске оловянных солдатиков.

Химик и его помощники в лаборатории жили и никуда не выходили. Дышали всей гадостью. В чем самая засада - нельзя форточку открывать. Открытая форточка - общепринятый по умолчанию знак провала. Увидев открытую форточку лаборатории, боевая дружина снимется и испарится из района. И кукуй. Ибо при провале на обычной явке боевик может как-то выкрутиться и получить простой срок, а за лабораторию сразу военно-полевой суд и вышка. Вторая причина - запах. В трубу он с дымом уходит, а через форточку может навести шпиков с улицы.
Поэтому ко всем лабораториям жесткое требование - вентиляция. Вентиляция - не самая сильная сторона российских домов в начале 20-го века. Две лаборатории (одна в Питере, другая в Москве) отравились насмерть разными парами. В одной был пожар, но Химики смогли справиться, получив ожоги и сильное отравление. Форточку так и не открыли.

Такие условия работы никто не выдержит. Поэтому Химикам полагался праздник, совершенно недоступный другим боевикам: раз в две недели, по воскресеньям, Химик имел полное право нажраться в сопли, в говно, в дрыбадан. За счет организации. Водил его в трактир специально выделенный боевик. Боевик не пил, следил, охранял и нес Химика обратно в лабораторию.
Иногда, по ночам, Химики выходили на прогулки в парк. В сопровождении боевика, опять же.

Неотъемлемой частью работы Химика были обучение и инструктаж Взрывника. Взрывник - это обычный, ну разве что чуть более сумасшедший на общем уровне,боевик другой дружины, которому поручили что-то или кого-то взорвать. Взрывник никогда не знает ни имени, ни клички Химика. Бомбы были не фабричные, а кустарные, и могли существенно отличаться друг от друга. Поэтому объяснять надо было каждый раз заново. Бомбы всегда хранились и переносились в разобранном виде. Собирались они, в целях безопасности, только перед самым "делом". Для мужчины-взрывника нести и прятать снаряженной такую "дуру" довольно проблематично. Женщины переносили их в сумках. Женщины и придумали, что метать сей снаряд легче и удобнее вместе с сумкой. Мужчины быстро переняли прием. Так бомба летела намного дальше и точнее (самарский губернатор Блок не даст соврать).
Сколько погибло взрывников от неосторожного хранения или сборки, мне не ведомо.
Отдельным геморроем был подгон бикфордового шнура. Надо было согласовать время, испытать, проверить Взрывника. Часто время горения приходилось оперативно менять. Часто, при недостатке средств, делали какой-то адский и ненадежный шнур из пироксилиновой ваты, которую смачивали спиртом. В случае дождливой погоды, такие шнуры плохо действовали и приходилось брать на "дело" Химика. Для боевиков головняк, а Химику праздник - воздух.

В 1906 году революционеры смогли наладить довольно стабильные поставки настоящего динамита из-за границы. Многие лаборатории переключились на изготовление совсем примитивных македонок и бикфордовых шнуров. Однако, динамит "Экстра" все равно пользовался спросом. Его готовили ограниченными партиями самые лучшие Химики.

Провалы лабораторий были достаточно редки - это несмываемый позор для местной боевой дружины. Если выявляли слежку, то немедленно эвакуировали лабораторию.
Отдельные лаборатории продолжали действовать до 1908 года, производя бомбы про запас, для будущей революции.

Постоянные, на всю жизнь, спутники выжившего Химика - мигрень, воспаление слизистой, кожные заболевания. Но прошедшие такую школу, могли взорвать что угодно и в каких угодно условиях. Многие читали потом лекции в школах ОПГУ и НКВД.


Стальные люди.

Как пополнялась касса «профессиональных революционеров» http://nampuom-pycu.livejournal.com/212210.html

Н-да, нас в свое время учили, что нитровать лучше всего из соседнего окопа с помощью веревочки. Но серьезные, однако ж, люди - никто с перекисными не баловался, методики практически заводские.

Они там еще каким-то способом "отмывали" полученный лабораторно нитроглицерин

(no subject) (Anonymous) Expand
Хммм любопытно),но откуда дровишки? Какие-то джидаи прямо ваши химики

Неизвестные герои забытых лет. Спасибо, интересно.

фанатики ибанутые

а почему продолжали действовать до 1908 года? что было в 1908? а потом?

Поддерживаю вопрос.
Очень интересно куда делись боевые дружины потом.

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
Сколько материалу. Жаль, что в советское время в должном количестве не экранизировали.

Я подозреваю это потому, что выжившие персонажи закончили боевой путь в 37-с


(no subject) (Anonymous) Expand
Шикарно :) Прям таки просится в Ваху :)

В Ваху можно истории и байки химиков из их мемуаров.

Класс! Лучший пост дня!

Им бы понравилось.

Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

/Но прошедшие такую школу, могли взорвать что угодно и в каких угодно условиях/

Есть у меня сомнения, что опыт работы на говне и палках так уж сильно помогает в работе на нормальном оборудовании и материалах. Может и мешать. И еще большее сомнение, что дружинники могли что-либо взорвать лучше, чем профессиональные взрывники. Те, которые знают как мост уронить и здание сложить на самое себя.

- Те, которые знают как мост уронить и здание сложить на самое себя.

Тогда фугасы не закладывали. "Профессиональные взрывники" - это отмерить заложить и взорвать. А тут скорее кинуть. Задачи несколько разные.

(no subject) (Anonymous) Expand
То есть всегда основным ВВ таких бомб был кустарный динамит?
И при этом "Нобель - отстой"?

А в чем смысл использования кустарного взрывателя а-ля-ранняя морская мина (кислота, бертолетка, сахар)? Ведь гремучую ртуть, согласно тексту, получали.
Неспособность сделать надежный механический ударный детонатор?

Это первые взрыватели, когда вообще ничего не было. Потом сильно усовершенствовали. Взрыватели Красина и Горожана сильно превосходили по надежности даже некоторые фабричные.
А динамит "Экстра" превосходил качеством обычный и эсеры толко им пользовались

(no subject) (Anonymous) Expand
Это что-то невероятное!

федя

(Anonymous)
непонятно зачем взрывали когда можно было нанять киллера глупые люди

террор требовал размаха

Странный набор ВВ. А тепловые взрывы совсем не использовались?


Пишут, что лаборатория, в которой делали бомбу для "столыпинской дачи", располагалась... в квартире Горького. Неожиданно.

А Химик, делавший эту бомбу, был потом арестован, приговорен к пожизненному заключению, освобожден спустя 11 лет в 1917 году, и погиб во время гражданской.

Там эсеры предварительно целую операцию проводили по внедрению своих людей в Киевскую школу - уж больно "Экстра"им приглянулся. До того они выменивали его у большевиков разными способами. В выборгском районе одну бомбу на бочку патронов и пять винтовок манлихера сменяли. Решили, что дорого и надо самим чудо-взрывчатку делать.

Не так давно попала мне в руки книжка про одного из таких деятелей, наткнулся на нее в поисках информации по своему прапрадеду. Нашел Ивана Мызгина, с которым предок был в приятельских отношениях с первой революции и до самой смерти. Мызгин человек уникальный, и Химик и Взрывник в одном флаконе. Из-под арестов бежал раз 20!
Вот ссылка на книгу

Время тогда было ярких судеб и личностей.
Спасибо!

Больные люди во всем видят проявление своей болезни. Если они ненавидят большевиков, то о них надо писать с ненавистью. Если царский режим, то наоборот. Как сказал Довлатов: между ярыми коммунистами и антисоветчиками - разницы никакой.

Кстати, а не дадите ли вы заметку о, кгм, тактике боевиков времён Первой Русской Революции и около того?

Кого и зачем они мочили, каким образом, какое вооружение использовали -- и почему использовали именно его? Почему ставку делали именно на СВУ, если в России тогда можно было легально купить винтовку и грохнуть неугодного чиновника, когда тот выйдет на крыльцо своего особняка?

Насколько я знаю, те парни, при всех своих недостатках, идиотизмом не страдали, и свои причины у них были, но почему именно так?

У Вас, кгхм, слегка превратные представления о российской реальности 1905-1907 гг. Революция на дворе. Легально купить винтовку далеко не так просто, а успешная легальная покупка ведет к провалу всей организации.
Задача боевиков - помощь в организации и участие в вооруженном восстании. Если удавалось организовать более-менее серьезную стачку, то боевики осуществляли ее боевое охранение. В идеале должны подняться все городские пролетарии. В Москве, где случилось, боевики обучали строить баррикады, защищали их, осуществляли нападения на военные и полицейские отряды.
Так как такие события случались не часто, то де-факто боевики большей частью занимались заготовкой оружия и адресным террором против госслужащих.
Эксы различались: на нужды партии и на нужды дружины. Во втором случае на экс ходили "пятеркой": двое на дальних подступах должны в случае чего отвлечь на себя полицейских или казаков, один вставал у входа, двое заходили в помещение и командовали "руки вверх!".
Демонстрантов охраняли так: бомбисты на дальних подступах должны были метать бомбы в гущу конных и сматываться дворами. В колонне шли боевики с пистолетами. При появлении вооруженной полиции лни прятались за столбы и завязывали перестрелку, давая участникам демонстрации разбежаться. Против полиции это работало, против казаков - нет.
Охрана кварталов "своих" рабочих от черносотенцев и рейдов полиции. Тактика простая - забежать со спины отряда, пальнуть и бежать. С казаками тоже не всегда работала.
Нападение на городовых с целью завладения оружия - гоп-стоп, только серьезный и безапелляционный.
Против военной колонны: тройками выскакивать из подворотен, быстро стрелять и убегать. Цель: увести с маршрута и посеять панику среди солдат.
Блин, мне в простой советской школе это все рассказывали в пятом классе )

(no subject) (Anonymous) Expand
и заметьте-без всяких там интернетов трудились...суровые были времена!

Очень впечатляюще. Невероятное мужество и упорство.

В убийстве представителей законной власти и гражданского населения?!! Вы часом не поклонник ИГИЛ и какой-нибудь Хезболлы?

ТОП: 15:20 (московское)

Вы попали в Т30P самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Это Ваш 5-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера.

Автору спасибо за материал.

Материал собирала боевик Софья Познер в 1934 году. Автор только коряво пересказал как умел.

Он какое отношение к вам имеет?

?

Log in

No account? Create an account