Previous Entry Share Next Entry
О доставке грузов из Ревеля в Самару в зиму 1921-1922 гг.
d_clarence
Считается очень умным встявлять в тексты фразу "Дилетанты рассуждают о тактике, а профессионалы занимаются логистикой". Типа вставил и все в логистике понимаешь: можно пинать царей, королей, президентов, большевиков, белых, Александра Македонского и Навуходоносора за несвоевременную доставку грузов и неэффективное снабжение армий и территорий. А как она, логистика эта самая, выглядит - редко где встретишь. Когда мне довелось рыться в Riksarkivet, отраду и слезы мои составляли обязательные рапорты делегатов Шведского Красного Креста, сопровождавших продмаршруты. К рапортам, в обязательном порядке, подшивались все телеграммы, отправленные и полученные в пути - картина получается нагляднейшая. Два года назад я выкладывал два типичнейших рапорта. Первый - когда случилось все, что могло случиться, второй - муторная, изматывающая дорога и волокита, почти без стрельбы (Анрайку, чувствую, зайдет).

Когда случилось все.
От первой шведской экспедиции в Самару по разным причинам отстали два человека - инженер-агроном Норлин и второй зам верховного комиссара Сарве. Им была поставлена задача забрать в Ревеле оставшиеся грузы и самостоятельно доставить их в Самару. Оба прекрасно знали куда едут, хорошо говорили по-русски. Норлин с 1915 по 1918 работал в лагере для военнопленных в Омске, Сарве вообще родился в Санкт-Петербурге в семье шведского пастора. Обоим под сорок. Решительные, много повидавшие. Напрягает их только одна вещь. Советское Правительство разрешило провезти только 9 револьверов - по одному на каждого мужчину-члена экспедиции. И ящик с ними и патронами уехал с Экстрандом.. Но приказ есть приказ - поехали.


26.11.1921 отплыли из Стокгольма. Приплыли в Ревель 29.11.1921.
Девять дней контролируют разгрузку грузов с пароходов Libau, Uranus, Egil и Alfred и погрузку в прибывшие из Петрограда вагоны.
08.12.1921 в 3 часа утра выезжают в Петроград. На первом же перегоне выходит из строя вагон № 647.069. Его оставляют, грузы рассовывают по остальным вагонам.
В 6 вечера в Ямбурге. В Ямбурге вагоны прицепляют к другому паровозу, Норлин и Сарве знакомятся с вооруженной охраной, получают паспорта.
09.12. Выехали. В 11 утра. 10.12. Поезд уже в Тосно.
11.12. Долгая остановка в Любани– пропускают американские поезда с продовольствием.
13.12. В 8 утра наконец тронулись в путь.
14.12 Прибывают в Бологое в 10 часов вечера.
15.12. Отбывают из Бологое в 2 ночи, в 9 часов утра уже в Твери. В Твери, прямо на вокзале, неизвестные пытаются вскрыть вагоны. Охрана открывает огонь – убивают или ранят 2 человек. (никто не проверяет что с людьми - будничная картина для Твери в декабре 1921)
16.12. Прибывают в полдень в Клин.
17.12. В Москве. Встречаются со шведскими представителями, получают пропуска, накладные и т.п. Меняют вагоны.
21.12. Выезжают из Москвы.
23.12 В шесть часов вечера дотащились до Рязани.
24.12. Едут из Рязани в Сасово.
25.12. Простояли в Сасово – нет локомотива и топлива. Вечером пригнали локомотив, выехали в ночь.
В ночь с 25.12 на 26.12. в районе Теплого Стана, прямо на ходу, неизвестные пытаются проломить вагоны. В вагон, где едут Норлин с Сарве, буром и ломом проламывается крыша. Снаружи идет бой - охрана открыла огонь. Нападающие оказались вооружены и открыли ответный огонь. (интересно о чем в этот момент думают Норлин и Сарве - вспоминают ли нехорошими словами Экстранда)
27.12. Стоят в Рузаевке. У нас потерь нет. Осматривают вагоны. В трех вагонах разбиты бочки с сельдью (вытащить бочку на ходу невозможно - их 96 в вагоне и стоят очень плотно). Выломаны доски из вагона с мукой, все рассыпано – оценить ущерб невозможно, утащено три больших мешка с сухим молоком.
В Рузаевке же ремонтируют (наскоро забивают досками) 4 вагона.
Выехали.
В ночь с 27.12 на 28.12, из-за перегрева вагонных осей, сломалась сцепка между 8 и 9 вагонами. В результате 30 вагонов с продовольствием отцепились. Затормозили их только через 15 километров в поле. (в кромешной тьме, в зимнем поле)
28.12. стояли в поле – чинились своими силами.
30.12.1921 Прибыли наконец в Самару


"Благополучное" путешествие:
http://d-clarence.livejournal.com/11239.html

  • 1
Я как-то не уловил момент, когда 1921 перешёл в 1922.

После 31 декабря 1921 года наступило 1 января 1922 года. В России с 1700 года таким образом все года друг в друга переходят.

Совпадение, нет не думаю

у Вас после 28.12.[1921 года] идет 30.12.1922 года.
Опечатка, наверное - вряд ли они год чинились в поле. :)
Наверное на это намекал предыдущий комментатор, прост выразился не понятно.

Ааа, точно! Спасибо! Я туповат на намеки

--"(интересно о чем в этот момент думают Норлин и Сарве - вспоминают ли нехорошими словами Экстранда)"

Навеяло:
"Вы что, собрались в наши края без оружия? — Я приехал не убивать. — Тогда убьют вас!"
х/ф "Человек с бульвара Капуцинов"


Да, хороший фильм )

Так они месяц ехали? И что такова?

Теплый стан на территории будущей Мордовской АССР, недалеко там будут ва 1930-е гг. расположены лагеря Дубровлга. Ну и современная шашлычная столица, Умет, в соседях с Теплым Станом.

Edited at 2017-08-29 04:19 pm (UTC)

Спасибо.
Увидел в буквах о чем рассказывали. Сильно.

Ради точности посмотрел современное время: поездом Питер-Самара- от 18 часов до полутора суток.
Хотя больше всего "порадовали" 10 дней от Питера до Москвы.

Но поскольку стало модно искать смыслы - может они хотели подгадать к Новому Году? Типа праздник и все такое...

Они уже знали, что у первой экспедиции отобрали ящик коньяка и 6 бутылок виски - весь запас целиком ) Рождество и Новый год шведы встречали крайне тоскливо в пустом особняке. Мебель им только 2 января выдали.
Антирекорд шведского поезда - 2 месяца. В марте в Ригу прибыл очередной пароход, а у латышей очередная правительственная чехарда случилась - паспорта нашим представителям аннулировали, новых не признают, вооруженную охрану пускать на границу отказываются. Пока решали вопрос, пока Нансен письма писал - наши угнали паровоз и вагоны для других грузов. Все решилось - неделю ждали состав. Состав пришел - три вагона поломались. Тронулись - загнали в Тосно и ЦК Помгол вымогал пару вагонов для Воронежа. Перетерли и в путь двинулись - поезда АРА пошли - надо пропускать. Там и наши и шведы чуть не спятили.

Вы что-нибудь слышали про эту экспедицию?:

"С потерпевшего кораблекрушение около мыса Лопатка «Командор Беринг» на Камчатку прибыла научная шведская Камчатская экспедиция в составе 6 человек: Стэн Бергман, кандидат философии, зоолог; его супруга Дагни Бергман; Эрик Хультэн, магистр философии, ботаник; Рене Малэз, кандидат философии, энтомолог; Эрнст Хедстрем, консерватор. Экспедиция послана сюда Шведским Географическим обществом и снаряжена частью на его средства, частью на средства различных стипендий, как например, стипендия Вега
Своей задачей экспедиция имеет естественноисторическое исследование полуострова Камчатка по отделам зоологии, ботаники, геологии и метеорологии; с этой целью она остается на год в Петропавловске, а на следующий год намерена посетить различные места полуострова."
Известия Камчатского Областного Исполнительного Комитета № 145
11 июля 1920 года.
Фотоархив экспедиции:
http://www.kamlib.ru/resourses/verdel.htm

Я знаю что есть кинохроника этой экспедиции на Камчатке, но вот найти пока не удалось.
Не попадалось?

И вот такая книга есть, но в электронном виде не нашёл: http://www.knigakamchatka.ru/vospominaniya/bergman-po-dikoi-kamchatke.html

Edited at 2017-08-30 01:23 am (UTC)

Совсем не знаю эту историю! Если что-то найду - обязательно маякну.
Попробуйте поиграть с поисковиком Королевской Библиотеки http://www.kb.se/Innovation/hjalp/english/
Можно на инглише забивать, но если есть шведские транскрипции имен, то лучше на шведском. У них очень большой архив оцифрованных кинопленок из экспедиций.

Только аппетит раззадорите:)

Kamchatka
Bergman, Sten.
http://libris.kb.se/hitlist?q=Kamchatka&r=;pers:(Bergman+Sten)&p=1&f=simp&g=&s=r&t=v&m=10&d=libris


1Through Kamchatka by dog-sled and skis. : Transl. from the Swedish by Frederic White.

Bergman, Sten (författare)
London, 1927.
Engelska.
Bok

http://libris.kb.se/bib/2495694

A travers le Kamtchatka / traduit par E. Söderlindh.

Bergman, Sten. (författare)
Paris : Kra, [1927].
Franska 243 p.
Serie: Les Documentaires
Bok
http://libris.kb.se/bib/13453440

Tra sovaĝa Kamĉatko [Elektronisk resurs] / Sten Bergman ; [el la sveda tradukis Birger Gerdman]

Bergman, Sten, 1895-1975 (författare)
Verk som ingår i eller hör samman med denna titel
Bergman, Sten: På hundsläde genom Kamtchatka. (originaltitel)
ISBN 91-7303-076-7
Tyresö : Inko, 2001
Esperanto.
E-bok
http://libris.kb.se/bib/3355752


Первая же книжка на инглише выходила. Вот ее за 60 фунтов продают https://www.abebooks.co.uk/book-search/title/through-kamchatka-by-dog-sled-and-skis/

- Рене Малэз, кандидат философии, энтомолог

Че-то напомнило

- Вы что, рыбак?
- Нет, энтомолог.
- Кто?
- Энтомолог. Бабочки.
"Дежа вю"

  • 1
?

Log in

No account? Create an account