Previous Entry Share Next Entry
Несколько слов о вооруженной охране
d_clarence
"Вези скорее, без проволочек!
Зорко и честно охраняй доверенные тебе драгоценные грузы!
Не забудь - ты везешь жизнь миллионам людей!"


Эпиграфом взят лозунг комендантов поездов.
До прибытия иностранной помощи работа по охране грузов на транспорте уже худо-бедно велась. 14 июля 1921 года Ленин подписал постановление СНК об охране продмаршрутов. На все про все выделялось 450 милиционеров для сопровождения поездов прибывающих в Москву. На местах же, вся ответственность возлагалась на командование военных округов (протокол № 730 заседания Малого СНК).
Согласно рижскому договору с АРА и, впоследствии, договорам с другими иностранными организациями, Советское Правительство признавалось ответственным за всякие пропажи и кражи в пути и обязывалось возмещать всю недостачу: АРА в американских долларах, Англии в фунтах стерлингов, всем прочим в швейцарских франках.
Вот теперь все стало серьезно.

Для доставки грузов только с пяти первых пароходов АРА требовалось 200 паровозов и 8.000 вагонов. Грузы, прибывающие только в один порт Новороссийска требовали 20 поездов в 40 вагонов ежемесячно.
Было проведено совместное заседание Политбюро, Армии и ВЧК. Положение было отчаянное - большинство боеспособных армейских частей занято борьбой с бандитизмом. Многие гарнизонные части были малонадежными - дезертирство носило массовый характер. Части ВЧК-ГПУ находились на стадии формирования. Подсчитали, что для регулярной охраны грузов требуется 5.200 штыков. Армия выставляла 2,3 и 6-ю учебно-кадровую бригаду, 35 бригаду Московского Военного Округа, ВЧК выставляла 1.000 штыков, из которых впоследствии сформировали 11-й и 1-й полк ГПУ. Для того, чтобы заинтересовать красноармейцев в охране грузов, постановили выдавать им дополнительный полевой паек. Кроме того, Армия обязывалась предоставить 5.000 пар валенок.
На Украине охрану грузов поручили Богунской бригаде.
Для охраны грузов на таможенных пунктах выделили 105 краскомов из Торжской Военно-Железнодорожной школы.
Охрана складов в крупных городах возлагалась на части гарнизона. Сторожей для небольших сельских складов иностранцы нанимали сами.
Охрана продмаршрута выглядела так: комендант поезда (он же начальник продмаршрута) и 3-5 человек в его распоряжении из названных частей, к которым придается 12 штыков от военных округов, через которые пролегает маршрут. Коменданты набирались из школы командных курсов.
Это в идеале.
20150702_135950.jpg
На деле же солдат часто катастрофически не хватало. Вынуждены были заново призывать уже демобилизованных. А ведь их тоже нужно одеть и вооружить!
Помните вот эту фотографию?
20150702_143323.jpg
Это демобилизованный красноармеец заново призванный Приволжским Военным Округом для охраны грузов в Самарской губернии. Это не шутка, не фейк, не единичный случай:
Докладная Лашевича - нач. охраны Московско-Казанской ж.д. ГАКО 2058,I, 971, л. 337
"Караул в количестве 35 человек, находящийся при АРА совершенно разут и раздет. Прошу принять меры, чтобы одеть их. Доходит до того, что караульные крадут одеяла, чтобы спастись от холода. Считаю подобные явления недопустимыми перед иностранными организациями."
Вооружены такие наспех сформированные подразделения были тоже кое-как. Так, например, для охраны столовых АРА в Балаково ПРИВО выделил "14 винтовок системы "Бердана" и 14 штыков к ним без патронов".
Хорошо подобранная команда действовала надежно и эффективно. Для примера как здесь: http://d-clarence.livejournal.com/14411.html
Эффективны были и "летучие отряды" - это временно сформированные небольшие отряды под командованием либо агента ГПУ, либо кадрового командира РКК, которые действовали вроде группы немедленного реагирования.
На деле отборных частей часто не хватало и коменданту приходилось целиком полагаться на команду предоставленную военным округом.
Путешествие с такое охраной выглядело примерно так:
Рапорт коменданта Былькова Н.И. от 15 ноября 1922
"18 окт. 22 был командирован в Одессу доставить груз в адрес Одесского отделения (из Москвы - d_clarence). Приняв поезд, охрана которого состояла из 6 человек, я отправился по назначению. На ст. Угрешной я остановился для смены паровоза. Расставив у поезда караул, я пошел к начальнику станции требовать скорейшей отправки. При возвращении я обнаружил, что один из охранников Кашкин Михаил сбежал. Охранники сказали мне, что сбежал он из-за необорудованной теплушки и если я не добуду печку, то все они тоже сбегут. Я обещал им купить печку, что и сделал на станции Малоярославец.
Доехав до станции Брянск в вагоне № 486212 сломалась шейка оси. Для его охраны я оставил красноармейца Плюхина, который со слезами просил не оставлять его и остался только после долгих убеждений и угроз.
Таким образом у меня осталось 4 охранника с берданками по 5 шт. патронов, но один из охранников - Глаголев не умеет стрелять. Доехав до станции Бирзул, я приказал охране строго следить за поездом, потому что это неблагополучный район. На перегоне Чубовка-Мардаровка ночью, во время тихого хода, из леса приблизительно 25 человек вышли к поезду, по которым я приказал охране стрелять, тогда они бросились в кусты. Один из них все же вскочил на буфер вагона № 588503. Я снова приказал охране стрелять и он был убит.
Доехав до станции Одесса-Товарная, я строго предупредил охрану, что здесь имеет место быть массовое хищение грузов. Ночью, при проверки постов, я обнаружил, что вагон № 67011 вскрыт, а караульный Глаголев самовольно ушел в теплушку. Составив прилагаемый акт, я предал Глаголева начальнику оперпункта".
То есть хоть и с происшествиями, но везли. Грузы АРА, ШКК, Англии, Франции старались охранять по полной программе. С остальными приходилось идти на риск. Ключевой фигурой всегда был комендант продмаршрута, без которого поезд не имел права тронуться. Комендант ни при каких обстоятельствах не имел права бросить или остановить поезд.
Бывало даже вот так:
Рапорт коменданта продмаршрута И.П. Межинского.
"5 ноября 1922 принял продмаршрут от ст. Бойня до Симферополя. На пролете от Харькова до ст. Марефы были вскрыты три вагона. На ст. Марефы вагоны отцеплены для проверки груза. Эти вагоны были вскрыты бандитами, с которыми я вступил в перестрелку. Охрана и кондукторы разбежались и я остался один. На ст. Марефа агента ГПУ не оказалось, т.к. он отравился ловить бандитов (тоже один! - d_clarence). Всю дорогу я ехал без теплушки на тормозе. Если в будущем не будет предоставлена теплушка и хотя-бы 3-4 надежных красноармейца, то я буду вынужден просить о переводе меня на другу работу, т.к. при таких условиях работать невозможно."
Заболевания, особенно воспаление легких, были постоянными спутниками комендантов. Для них даже организовали специальный госпиталь имени Интернационала в Самаре.
Поражения тоже случались. Так 23 января на перегоне Знаменка-Кременчуг был разбит поезд Комитета Сербов, Хорватов и Словенцев Помощи Голодающим. Охрана частью перебита, частью разбежалась, работники комитета частью убиты, частью сильно избиты и изувечены. Похищено полтора триллиона рублей, 38.000 американских доллара, с руководителя Комитета профессора Георгия Джорджевича снята шуба и револьвер "Кольт".
Иностранцы, особенно американцы, часто боялись положиться только на коменданта и тогда случались пробки не из-за плохого состояния путей или вагонов, а из-за ожидания войск. Так 10 июня 1922 на ст. Бойня образовался заторов из 572 вагонов АРА - ждали когда освободятся части ГПУ. Во время простоя несколько вагонов было разграблено. Так как американцы все равно отказывались тронуться в путь, начальник летучего отряда Керенкивич, следователь ГПУ Лензиан, агент ГПУ Миронов и комендант продмаршрута Смирнов вчетвером отправились ловить бандитов. Ими было задержано 45 преступников и возвращено АРА 100 пудов сахара, 90 пудов какао и сухого молока, медикаменты, костюмы и одеяла.
Собственно подвигов было совершено много, комендантам иногда приходилось идти и на самопожертвование. Награждали же их просто - деньгами, на которые все равно ничего не купишь. Ландер (зам Дзержинского по вопросу охраны грузов) даже обратился в ЦК с просьбой награждать сотрудников чем-нибудь полезным - если уже не продовольствием, то хотя бы часами. На что получил прекраснейший ответ О. Каменевой (председатель ЦК Последгола): "ЦК средств на такие материальные поддержки не имеет, к сожалению. Моральную поддержку - пожалуйста".
Ну все как всегда.
Чем была вооружена охрана. Описания крайне скупы. Кадровые части вооружены винтовкам мосина со штыками и "револьверами", причем под словом "револьвер" мог пониматься любой пистолет. "Пулеметы" тоже иногда упоминаются на вооружении летучих отрядов. Упоминания гранат не встречал.
Тоже всегда буду рад ссылкам на любые интересные источники.
Использованы материалы, ГАКО, архива Октябрьской Революции, Партархива, Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ- НКВД
1918-1939, т. 1.


  • 1
Удивлен, что ЧОН к охране не привлекали

А бандитов кто уничтожать будет? ЧОНы по горло работой заняты.

А чекисты, значит, всю-всю контрреволюцию забороли?))

Скорее всего, был какой-то запрет на использование ЧОНа за пределами их дислокации

Мятежников тоже бандитами называли. Не было никакого запрета- тупо заняты все были. На тамбовщине, Кавказе, Урале, Украине, Алтае, в Сибири банды с орудиями и пулеметами ходили! Конные отряды по пятьсот сабель выстявляли! - кто ими-то заниматься будет?

Армейские части и ГПУ ;)

Нет, там какой-то другой нюанс есть. Надо будет по заначкам пошукать, прикинуть.

Так и они тоже заняты.

Из немного более ранних времён:

«...в г. Саранске в мае 1920 г., когда в связи с поломкой семафора товарный поезд, не доехав до станции, был вынужден простоять четыре часа. «Время было позднее… Вечер темный… Бригада, коменданты и конвоиры поезда заскучали. Вздумали чайку попить, разогнать скуку – сахара в поезде два вагона – но как достать вот вопрос?».

Устроили совещание, комендант и главный кондуктор убедительно просили присутствующих: «не брать греха на душу, не марать свои руки, а целиком отцепить один сахарный вагон». Конвоиры не решились потерять вагон целиком и, после продолжительного совещания, пришли к такому выводу: оторвать угол крыши вагона № 202142, открыть люк и сделать выкидку мешков с сахаром. Так и сделали. «Как черные вороны все кинулись на лакомую добычу – каждый забрал по мешочку, весом 2 пуд. 30 фунт и понесли в свой вагон-теплушку. Кто работает, тот и ест» – сказал один на комендантов, кладя свой мешок в изголовье на нары, вместо подушки и замаскировав одеждой. Остальные тоже последовали его примеру, а бригада свои 7 мешков сложила у стрелочника поезда под кроватью. Закрыли люк, приколотили угол крыши вагона и делу конец. Конвоиры от удовольствия даже пальчики свои сахарные облизали. И вагон цел и пломбы целы и сахару вволю».

Когда семафор был исправлен, поезд тронулся. Участники «сладкой операции», приехав в город, сразу пошли на рынок искать покупателей, взяв с собой пробу в бумажках. Нашелся покупатель, который успел купить три мешка за 120 млн руб. Но милиция быстро обнаружила правонарушение и арестовала участников преступления. Дело было передано в выездную сессию военно-революционного железнодорожного трибунала...»

(Гнусарев А.С. «Повседневная жизнь городского населения Пензенской губернии в период Гражданской войны (1918–1920 гг.)", диссертация, Пенза, 2014, с.173-174)

Прекрасно, но довольно художественно для диссертации ) За ссылку спасибо- почитаю, фамилию автора еще не встречал

Он в основном цитирует газетную заметку того времени (так и называлась "Сладкая операция"), отсюда "художественность". Диссер этот есть полностью в интернете.

Из классики:

"В этом периоде одним из наиболее удачных его дел было похищение маршрутного поезда с продовольствием, шедшего на Волгу. Корейко был комендантом поезда. Поезд вышел из Полтавы в Самару, но до Самары не дошел, а в Полтаву не вернулся. Он бесследно исчез по дороге. Вместе с ним пропал Александр Иванович."

Кстати да )) Значит Александр Иванович и в школу командных курсов просочился )

Все верно, чуть выше:

"Он вышел из тюрьмы через пять месяцев. От мысли своей сделаться богачом он не отказался, но понял, что дело это требует скрытности, темноты и постепенности. Нужно было надеть на себя защитную шкуру, и она пришла к Александру Ивановичу в виде высоких оранжевых сапог, бездонных синих бриджей и долгополого френча работника по снабжению продовольствием."

Жаль Остап с факта на факт скакал - интересно было бы папочку вдумчиво почитать..

В советской литературе очень часто использовались реальные события, подвергнувшиеся той или иной художественной обработке. Они были понятны современникам, но, для потомков уже нужно писать подробнейшие подстрочечники.

К примеру, вот диалог из "Повести о настоящем человеке", когда главврач разговаривает с Комиссаром о своем погибшем сыне:

"— ...Не надо, голубчик, что вы, что вы, уберите руку, я знаю, как вам больно шевелиться... Да, и я думал всю ночь, как быть. Вы понимаете, мне было известно, что еще у одного человека — вы знаете, о ком я говорю, — был сын, офицер, и его убили в первые дни войны! И вы знаете, что сделал этот отец? Он послал на фронт второго сына, послал летчиком-истребителем — на самую опасную воинскую специальность... Я думал тогда об этом человеке, мне стало стыдно своих мыслей, и я не позвонил по телефону..."

И мне, ученику советской школы, было уже непонятно, о ком собственно идет речь.

Ну не знаю, я, например, вполне понимал, о чём и о ком идёт речь.

А вот в ДС и ЗТ без разъяснения многое проскакивает мимо.

прекрасный пост. в каких условиях работали большевики.. за гранью.

В каких условиях работали большевики (Несколько слов о

Пользователь smertnyy сослался на вашу запись в своей записи «В каких условиях работали большевики (Несколько слов о вооруженной охране)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Несколько слов о вооруженной охране [...]

Кажется чудом, как они справлялись, почти в одиночку, больные-вымотанные, с босыми-необученными бойцами, не особо надежными, против вооруженных банд. Разве что банды были такие же, из полуголых изможденных крестьян...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account