Previous Entry Share Next Entry
Что для нас сделал Ватикан
d_clarence
Сразу оговорюсь: отношения со Святым Престолом у нас были крайне сложные, поэтому, дабы не уйти от темы, расскажу только о помощи, которую он нам оказал.
Ватикан получал информацию о событиях в России через нунциатуру в Варшаве, которую возглавлял Акилле Ратти - будущий Папа Пий XI. Лучший выбор трудно было сделать - Акилле Ратти отличался аналитическим и прагматическим умом и легко выделял рациональное зерно из путанных и крайне предвзятых польских донесений. В 1918 году он единственный из всего церковного мира уловил позитивные ноты в нашем декрете об отделении Церкви от государства. Когда все выли и проклинали безбожных большевиков, Ратти внимательно прочитал текст и отписался Папе Бенедикту ХV что с нами можно иметь дело. Дело в том, что до 1918 года в России католикам было запрещено проповедовать на русском языке. Что из этого понял Ратти- объяснять не надо?
Вот он во время нунциатуры в Варшаве:


На пару с секретарем Папы кардиналом Гаспари они буквально просеивали все поступавшие сведения о делах в Советской России. Когда градус безумия зашкаливал, Гаспари напрямую писал Чичерину с просьбой разъяснить ситуацию. Собственно поэтому у Папы была самая объективная информация.
Летом 1921 года Ратти переслал Папе воззвание Патриарха Тихона. Ранее в Ватикане получили письмо Горького "Ко всем честным людям". Папа откликнулся в воззваниях ко всему миру, опубликованных в "Scolo" 9 августа и в "Osservatore Romana" 10 августа:
"Многие миллионы людей взывают перед лицом страшной смерти к помощи человечества и этот крик ранит нас глубоко. Речь идет о народе, испытавшем все бедствия войны, о народе, на котором сияет характер Христа, и который всегда принадлежал к великой христианской СЕМЬЕ. Хотя и отделенный от нас барьерами, которые длинные века воздвигнули, он тем больше близок нашему отцовскому сердцу, чем больше его несчастье.
Русский народ - народ революции, коммунизма, сепаратного мира, советской дерзости, это народ который разбил расчеты многих политических и финансовых групп и явился угрозой для существующего порядка. Фарисеи существующих режимов имеют достаточно поводов, чтобы оставаться глухими к несчастью русского народа. Но для человека, достойного этого звания, там остаются люди, слабые женщины, миллионы детей, которые бродят по степи, выжженной засухой. Место его там, и он не должен спрашивать, кто будет распределять его помощь: красный ли комиссар, представитель Советов, лицо ли ответственное за катастрофу; он не должен спрашивать: откроют ли спасшиеся от голода свою страну для торговой экспансии и политического влияния тех или иных государств; свергнут ли они коммунизм. Долг его спасти от смерти целый народ."
В то время в Риме находился наш торговый представитель - профессиональный революционер, поляк Вацлав Воровский:

он и начал по своей инициативе переговоры с секретарем по чрезвычайным церковным делам монсеньором Джузеппе Пиццардо, к которым постоянно подключался Гаспари.
Нас интересовало две вещи: помощь голодающим и признание Ватиканом Советской России. Договорились очень быстро. По вопросу помощи Святой Престол даже соглашался никогда не направлять в Россию представителей и священников польского происхождения, все направляемые лица обязаны были подчиняться исключительно советскому законодательству. Советское правительство обязывалось предоставить гарантии полной свободы религиозного вероисповедания для всех граждан Советской России и иностранцев и гарантировать свободы как частного, так и публичного отправления религии.
По второму вопросу Ватикан поставил железобетонное условие: возвращение всего недвижимого имущества "принадлежавшего или принадлежащего какой бы то ни было религиозной общине" и обязательство впредь не допускать никакого ущерба этому имуществу"
(это к крикам всяких нездоровых людей, о том, что католики только о себе думали)
Зимой Воровский уехал в Москву согласовать проекты договоров с Лениным.
Когда в феврале 1922 года он вернулся, Папы Бенедикта ХV уже не стало. Перед смертью он успел сделать для нас две конкретные вещи:
1. Зная, что наиболее щедрые пожертвования можно получить от богатых католических общин в США, он направил туда особое воззвание и для примера первый внес в кассу 200.000 долларов. К лету 1922 года католики США просто завалят пароходы АРА своими посылками и не перестанут слать нам помощь даже после нашего отвратительного конфуза весной 1923-го.
2. На рождество 1921 года отправил скромную личную посылку для детей России. "Скромной посылкой" - это он так назвал. Это был 41 вагон с продовольствием для детей. 6 вагонов в Петроград, 5 в Бузулук, 29 вагонов в Саратов и один вагон с резиновыми перчатками в Москву Наркомздраву.
Папа Бенедикт ХV (которого, за симпатии к Германии, наша и французская пресса во время войны называли "Папа Бош"):


Воровский привез согласованный договор, кроме, разумеется, пункта о возврате имущества. Папа Пий ХI просто отложил договор о признании Советской России и 12 марта согласовал договор о помощи, подписанный Воровским и Гаспари.
Первоначально по договору Ватикан обязывался кормить 58.000 (50.000 детей и 8.000 взрослых) в городах Москве, Ростове, Новочеркасске, Краснодаре и Оренбурге. Позднее Эйдук настоял на включение в договор Крыма, а осенью 1922 Ватикану "накинули" еще и Терскую губерную (читай терских казаков).
Кроме того, Папа сделал очень широкий и буквально спасительный для многих из нас жест.
Дж. Пиццардо - Чичерину
Исх. № 3605 от 14 мая 1922 г.
"Его Святейшеству было сообщено монсиньором Цепляк, что власти Петрограда настаивают на передаче им драгоценных и священных предметов культа, чтобы выручка от их продажи пошла на помощь голодающим.
По этому вопросу спешу уведомить Ваше Превосходительство, что Его Святейшество готов купить эти драгоценности и священные предметы, оставляя их в Петрограде, не вывозя границу. Названная Вами цена будет тотчас же передана любому лицу, указанному Вашим Правительством"
Казалось бы - вот сами деньги в руки плывут, да еще на таких шикарных условиях - все остается у нас и продаем сразу, оптом! Но большевики натурально испугались. Изъятие церковных ценностей и так проходило не слишком гладко, а тут с мест донесли, что в случае продажи ценностей католикам православное духовенство и верующие поднимут открытый бунт. А проблем-то и так по горло. Поэтому ценности распродавали долго и в розницу частным коллекционерам. Где тут логика "бунтовщиков" я убейте не понимаю.
Вернем к миссии.
Ватиканская миссия помощи отплыла из города Бари 24 июля 1922 года. В ее состав входили итальянцы, немцы, американцы, два испанца, русский иезуит Федотов и ирландец Галлагер, которого чуть не сняли за пьянство. (Галлагер вообще примечательная личность - вызвался добровольно и попросил направить его в "самую глухую дыру". Его и направили - в Оренбург).
Штаб Миссии разместился в Москве в особняке по адресу: ул. Спиридоновка 32. Католики сразу заявили, что в первую очередь будут кормить детей от 0 до 14 лет и стариков. В Москве за ними закрепили 46 детских учреждений, а когда пошла помощь из Америки, то добавили еще и вузы с общагами. Плюс отдельно кормили 500 краснопресненских беспризорников.
К сентябрю Ватикан кормит и одевает:
В Крыму 2.000 взрослых и 36.000 детей
В Краснодаре 4.352 взрослых и 9.898 детей
В Ростове католики кормят исключительно беженцев - 7.000 взрослых и 3.000 детей
В Москве 2.000 взрослых и 8.450 детей
В Оренбурге бухого Галлагера обворовывают и он не может дать сведений. За него это делает наш представитель - 20.000 детей. Количество взрослых неизвестно. (К апрелю 1923 года Галлагер кормит 20.000 детей и 18.000 взрослых).
На 1 мая 1923 года Ватикан кормит, лечит, одевает 101.114 детей и 33.030 взрослых - присоединилась Терская губерния.
Калорийность пайка: детям до 14 лет 850 кал., взрослым 1500 кал. По праздникам и воскресеньям детям выдают сгущенку.
В эти цифры не входят студенты Москвы. А тут получается так:
МГУ - 7.000 студентов,
Консерватория - 167
ВХУТЕМАС - 400
МВТУ - 1.500
Лит. худ. институт - 130
Вот как-то так.
Спасибо за нас сказал позднее Бухарин в статье "Папа с короткими ручонками". Ага.
О некоторых аспектах работы миссии напишу подробнее.
Материалы:
ЦРАОР: 3885, I, 54
1058,I, 272, 398, 938, 238, 239, 167.
"Исторический архив" 2005, № 1,
Антуан Венгер, Рим и Москва. 1900-1950, глава IV.


  • 1
> "Где тут логика "бунтовщиков" я убейте не понимаю" <

Дело в том, что РПЦ также предлагала выкуп (своих) церковных ценностей, и ей так же было отказано. Если бы такое разрешили католикам (при сохранении запрета для православных), то в глазах народа это выглядело бы, конечно, странно. Вызвало бы это открытые и многочисленные бунты - сомневаюсь. Но местами они и без этого случались, так что всякий лишний "негатив" мог их, конечно, усилить.

Ну и "с мест донесли" - это наверняка в интерпретации местных советских властей, а не церковных органов :-)

С мест - это сводки гпу, плюс Луначарский и Чичерин вместе докладную написали что не надо.
Не знал что предлагали выкупить.

Edited at 2015-09-22 10:56 am (UTC)

Речь шла в первую очередь о предметах, имеющих сакральное значение - потирах и т.п. Но большевики разумно решили и ценности отнять, и постепенно отобрать деньги, на которые их предлагалось выкупать :-) С католиками такое, конечно же, не прошло бы, но у РКЦ в рамках границах Советской России ценностей ничтожно мало в сравнении с РПЦ, так что большого значения это не имело.

Понятно. Меня в первую очередь удивило, что большевики прислушались к мнению православных. Я не встречал такого примера и это несколько рвет шаблон

"Прислушивание к мнению православных" было бы, если бы им, например, разрешили оставлять в церквах потиры при условии сдачи эквивалентной суммы дензнаков, лома драгметаллов или некого ко-ва зерна. А так - просто политический расчёт, ИМХО.

Особенно тронул ирландец! Душевный парень)

1 фото шикарное. очень благородно выглядит.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account