Previous Entry Share Next Entry
Митрополит-антисоветчик.
d_clarence
Его Высокопреосвященство с 1918 года ведет в Петрограде антисоветскую агитацию среди паствы, а тряпки-большевики его ни то что не расстреливают - даже не арестовывают. Только в 1922 году свои же, когда уже всех достал, снимают его с поста. Преемника тоже никто не мешает назначать.


Коммуна от 4 июля 1922 #1040

  • 1
В Перми с епископом Андроником суровее обошлись

"Отделом был раскрыт контр-революционный заговор местнаго духовенства во главе с эпископом Андроником, который разсылая во все концы эпархии свои контр-революционные воззвания и прокламации призывал духовенство всеми силами содействовать и призывать народ к свержению Советской Власти, затемняя тёмных фанатиков богомольцев устройством всевозможных забастовок и т.д.

Когда всё это было установлено и были приняты меры к аресту контр-революционера эпископа, то он устроил церковный набатный звон и хотел поднять население против Власти, но этого ему не удалось, кровопролития не было. Андроник был арестован и за контр-революционное выступление и за призыв к свержению Советской Власти уничтожен."

***
"Привезли в Милицию Андроника (архиерей Пермской епархии) и посадили в баню. Его ночью увезли из Перми и скрыли, чтобы не было волнений. Когда он сидел, я подавала ему чай и молоко. Просидел он только сутки, а на другой день ночью его увезли, а куда неизвестно конечно расстреляли. Утром спрашиваю Жужгова: "Нести чай ему?" А он говорит: "Не надо, птичка улетела"

Набат - это уже действие, сам мятеж, а не призыв к нему.
Ну и народ на Урале посуровее будет питерской интеллигенции.
Даже аналогию, думаю, можно провести:
http://d-clarence.livejournal.com/35885.html

Edited at 2016-06-19 11:17 am (UTC)

У меня тут первая цитата из доклада о работе Пермской ЧК в 3 квартале 1918 года, там много сурового.
http://uncle-ho.livejournal.com/106699.html

Класс! В наше время таких "живых" документов не встретишь! По моим наблюдениям такой стиль году к 1925-26 исчезает и дальше уже серая канцелярщина

>увезли, а куда неизвестно конечно расстреляли.

ОБС - это круто. :)

Ну... Как бы сказать, "свои" его не снимали. ВЦУ в 1922 году - это не синод и не отстраненный патриарх Тихон, а "Живая Церковь", "обновленцы", поддерживаемые ГПУ. В мае его отстранили от управления кафедрой, в июне арестовали, в начале августа расстреляли. Интересные у вас взгляды на пенсию, м-да.
Преёмника назначили те же "живчики", да только еп. Алексий на это назначение особенно не согласился и отстранили его уже через месяц.

Церковная история тех времён - отдельная и запутанная история.

Вениамина расстреляли? За мятеж или подругой статье? Тогда да, про пенсию цинично получилось, поправлю. Тут просто некоторые не совсем здоровые люди у меня в комментах писали про 140 или 160 расстрелянных митрополитов за их убеждения.
ВЦУ - так других-то и не было тогда, кто еще такое решение принимать будет?

Его обвинили в воспрепятствовании изъятию церковных ценностей.
Насчёт "других тогда-то не было" - неправда, был Патриарх и была возможность собрать синод, но этого никто не разрешал делать. Патриарха власть отстранила, а оппозицию ему и тех, кто решил с властью активно сотрудничать, назначила в некий до этого невиданный орган - ВЦУ.
Правомочность этого органа принимать какие-либо решения никем особенно не признавалась, кроме ГПУ.

И исправьте, пожалуйста, слово "приемник". Приёмник - это радио, принимает что-то. Тот кто перенимает дела или должность - преемник.

Да, спасибо.
А расстреляли его по какой статье? Все-таки с такими "грехами" протянуть 4 года - это надо постараться.
Тихона да, в это время прессовали изрядно, это читал. Там у Льва Давыдыча что-то полыхало.
Кстати, раз Вы в теме, а ВЦУ епископов назначал? Если да, то с какого года? Встречал в газетах призывы епископов, например Архангельского, сдавать ценности на помощь голодающим - это "обновленцы"?

Существенно неверно. В приговоре буквально сказано:
"Воззвание Тихона от 15 февраля с. г., обращенное «Ко всем верующим чадам российской православной церкви», по своему содержанию призывало массы к возмущению против изъятия церковных ценностей. Это обращение патриарха не только получило одобрение со стороны митрополита Вениамина, но было последним преподано как директива высшей церковной власти.
При поддержке Тихона Вениамин совместно с Правлением приходов православной русской церкви вырабатывал способы противодействия рабоче-крестьянской власти в проведении декрета, с каковой целью созывались специальные собрания Правления, принимались решения и вырабатывались послания в комиссию Помгола и исполком, причем таковые распространялись среди приходов, а последними и духовенством приходов - среди прихожан.
Вся эта деятельность привела к беспорядкам, происшедшим в Петрограде с конца февраля с. г. В период этого времени в целом ряде церквей имели место публичные скопища, собиравшиеся с погромными целями, причем скопища таковые сопровождались учинением насилия, избиением и нанесением тяжких поранений отдельным представителям Советской власти.
В частности, виновность Казанского (Вениамина), Новицкого, Ковшарова, Богоявленского, Чельцова, Елачича, Чукова, Огнева, Шеина, Плотникова, Бычкова и Петровского установлена в том, что они совместно с митрополитом Правлению приходов православной церкви придали характер деятельности, поставившей себе целью борьбу с Советской властью, обратив таким образом Правление указанной активной группы в боевой штаб, действующий на основе директив, выработанных в духе послания Тихона, для чего и действовали всяческими способами.
На основании вышеизложенного упомянутую активную группу в лице Казанского, Новицкого, Ковшарова, Елачича, Чукова, Плотникова, Богоявленского, Огнева, Шеина, Чельцова М.- подвергнуть высшей мере наказания - расстрелять".

Т. е. вина Вениамина не столько в воспрепятствовании исполнению декрета, которого (воспрепятствования) фактически в данном случае не было. Ценности были собраны, находились в церкви, где их украли. А в организации массовых беспорядков с многочисленными жертвами. Вениамин публично призвал к расправе над живоцерковниками, что вызвало беспорядки.

Вот теперь все понятно - организация мятежа. Спасибо!

Я бы еще уточнил, что мятеж, состоявшийся при активном подстрекательстве Вениамина и не без его участия в тайной подготовке, собственно против власти, строя, направлен не был. Был собственно против живоцерковников. Но в нем участвовало, по данным церковных реакционеров, 30 тысяч, по официальным советским данным, достаточно большое число тысяч. Это, может быть, по современным представлениям, расстрела и не заслуживало, но достаточно долгий срок как пить.

Еще раз спасибо! Мученником, я так понимаю, он уже в наше время стал?

Разумеется. РПЦЗ и ИПЦ, возможно, признали его мучеником гораздо раньше, но об этом отдельная история.
Современные ревизионисты истории церкви любят свистеть о большом числе якобы митрополитов (до 400) якобы расстрелянных гнустными жидобольшевиками за их православную веру. В действительности то были не настоящие, а тайно рукоположенные митрополиты не РПЦ, а ИПЦ. Последняя была собственно не церковью, а подразделением церковного отдела абвера. Собирались двое попов с мирянином, на троих давили банку-другую-третью и по ходу возводили мирянина в сан митрополита. Потом их за попец брало НКВД, ставило к стенке. А сейчас они великомученики, пострадавшие от богоборцев за христианскую веру...

Ба, вон оно что! А я все гадал откуда они такое дикое число митрополитов берут, когда они совершенно штучный товар.

Альтернативная точка зрения
Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский.
http*://*days.pravoslavie.ru/Life/life356.htm
" Ее ускорило опубликованное 24 марта 1922 года в "Петроградской правде" письмо двенадцати лиц - организаторов обновленческого раскола: они обвиняли все верное Святейшему Патриарху Тихону духовенство в сопротивлении изъятию церковных ценностей и в участии в контрреволюционном заговоре против советской власти. 29 мая 1922 года последовал арест митрополита Вениамина, а 10 июня того же года началось слушание дела, к которому было привлечено еще 86 человек."
И таки да, расстреляли.

И тоже не говорят по какой статье? И обстоятельств дела нет? Собственно призыв к мятежу - уже расстрельная статья, странно что раньше не тронули. Тут уже понятно - утаивание и прочее. Видимо по совокупности

Книга "Дело” митрополита Вениамина"
http:*//*krotov.info/acts/20/1920/1922_veniamin.htm
Мнение составить можно.

Как мне кажется, раньше не трогали - поскольку даже по беглому знакомству авторитетный и совершенно неоднозначный чел, в лоб против советской власти не выступавший.
Про Ленина и церковь в 1922 году думаю говорить не надо. Тем более что появились "обновленцы".

>И тоже не говорят по какой статье?

Со статьями тогда было сложновато - первый УК у нас появился в 1926 г., но законность и при его отсутствии в других формах соблюдалась. В приговоре статьи поэтому не указано.

>Ее ускорило опубликованное 24 марта 1922 года в "Петроградской правде" письмо двенадцати лиц - организаторов обновленческого раскола: они обвиняли

Брехня. Во-первых, никаких вообще обвинений никого ни в чем в письме 12-ти не было. Во-вторых, большой сложный вопрос, кого в церкви на тот момент правильно признавать раскольниками. В ней происходили тогда разброд и шатания, как в РСДРП в 1898 г.

Статьи вполне себе были

(Anonymous)
Хочется сказать учите матчасть, но хозяин не велел :)

Все очень длинно но вопрос провис и думаю, это не лишнее
По статьям: Из текста книги «Дело" митрополита Вениамина. М.: Студия "ТРИТЭ"-"Российский Архив", 1991. 95 с. следует что привлечены к ответственности они были «по 62 и 119 статьям нового уголовного кодекса» (http:*//*krotov.info/acts/20/1920/1922_veniamin1.htm#3)
Из УК – (Уголовный кодекс Российской Социалистической Федеративной Советской Республики 1922 года (Викитека, https:*//*ru.wikisource.org/wiki/%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81_%D0%A0%D0%A1%D0%A4%D0%A1%D0%A0_(1922)
Можно понять, что обвинили в целом букете, в том числе и прямо по религиозной статье 119

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. ГЛАВА I. Государственные преступления.1. О контрреволюционных преступлениях.
62. Участие в организации, действующей в целях, означенных в 57 статье Угол. Код., путем возбуждения населения к массовым волнениям, неплатежу налогов и невыполнению повинностей или всяким иным путем в явный ущерб диктатуре рабочего класса и пролетарской революции, хотя бы вооруженное восстание или вооруженное вторжение и не являлось ближайшей задачей деятельности этой организации, карается теми же наказаниями.
(по тексту следует, что– предусмотренными ст. 58. Организация в контр - революционных целях вооруженных восстаний или вторжения на советскую территорию вооруженных отрядов или банд, а равно участие во всякой попытке в тех же целях захватить власть в центре и на местах или насильственно отторгнуть от Р.С.Ф.С.Р. какую-либо часть ее территории, или расторгнуть заключенные ею договоры, карается -
высшей мерой наказания и конфискацией всего имущества, с допущением при смягчающих обстоятельствах понижения наказания до лишения свободы на срок не ниже пяти лет со строгой изоляцией и конфискацией всего имущества.
При установлении судом неосведомленности участника о конечных целях означенного в сей статье преступления, участие в нем карается -
лишением свободы на срок не ниже трех лет.
57. Контрреволюционным признается всякое действие, направленное на свержение завоеванной пролетарской революцией власти рабоче-крестьянских Советов и существующего на основании Конституции Р.С.Ф.С.Р. Рабоче-Крестьянского Правительства, а также действия в направлении помощи той части международной буржуазии, которая не признает равноправия приходящей на смену капитализма коммунистической системы собственности и стремится к ее свержению путем интервенции или блокады, шпионажа, финансирования прессы и т. п. средствами.

Глава III. Нарушение правил об отделении церкви от государства
119. Использование религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче - крестьянской власти или для возбуждения к сопротивлению ее законам и постановлениям карается - наказаниями, предусмотренными ст. 69 Угол. Кодекса.

69. Пропаганда и агитация, выражающаяся в призыве к свержению власти Советов путем насильственных или изменнических действий или путем активного или пассивного противодействия Рабоче - Крестьянскому Правительству, или массового невыполнения возлагаемых на граждан воинской или налоговых повинностей, карается -
лишением свободы на срок не ниже трех лет со строгой изоляцией.
За те же преступления, совершенные в военной обстановке или при народных волнениях, наказание повышается до высшей меры наказания.
Призыв к невыполнению или противодействию распоряжениям центральной или местной власти, при неустановленности контр - революционных целей, карается -
наказаниями, предусмотренными 83-й ст. Угол. Кодекса.


Хозяин журнала ковырялся с настройками, но все равно половина Ваших сообщений почему-то автоматом улетает в игнор..
То, что человек забыл по кодекс 1922 года, сути не сильно меняет. Вениамина расстреляли за явный мятеж, а не за Веру.
Меня вот теперь "обновленцы" интересуют- среди них епископы были на 1922 год?

Edited at 2016-06-20 10:07 pm (UTC)

По обновленцам и иже с ними

(Anonymous)
По обновленцам
Ну ключевая фигура – Протоиерей Александр Введенский – высший чин белого духовенства, но митрополитом быть не мог в принципе.
Из знаковых фигур черного духовенства - Епископ Антонин – колоритная личность (в ВИКИ есть статья) Летом 1922 года возведён обновленцами в сан митрополита Московского и всея России.
Текст «Воззвание группы представителей петроградского, саратовского и московского «прогрессивного духовенства» к верующим Российской Православной Церкви (первоначальная редакция). 10 мая 1922 г. - текст есть istmat*.*info/node/27954
Среди подписантов митрополитов нет, епископов тоже.
Там в том числе «Мы, нижеподписавшиеся священнослужители православной церкви, решительно осуждаем тех своих иерархов и тех пастырей, которые виновны в организации противодействия государственной власти в оказании помощи голодающим и в других начинаниях, направленных на благо трудящихся.
Мы считаем необходимым немедленный созыв поместного собора для суда над виновниками церковного разрыва, решения вопроса об управлении церковью и об установлении нормальных отношений между ней и советской Россией.»
Все Политбюро было в курсе. Ну если это отделение церкви от государства и внутрицерковная разборка, тогда я не знаю…
Собственно сдача позиций началась после издания 16 июня 1922 года заявления (так называемого «Меморандума трёх»), подписанного митрополитом Сергием (Страгородским), архиепископами Евдокимом (Мещерским) и Серафимом (Мещеряковым), в котором авторы признавали обновленческое Высшее Церковное Управление единственной канонически законной верховной церковной властью (это по ВИКИ),
С такой «подпоркой» дело Вениамина можно было решать по революционной целесообразности:
«Оскорбление чувств верующих» трансформировано в «неуплату налогов»
Тема – сами сдадут или изымем. Решили изымать. Судя по всему все подряд и жестко. Народ (причем реально народ) возмутился.
Далее – процесс и «экспертиза», по типу «экспертизы» епископа Аннонина, (из обновленцев), заявившего, что изъятие религиозных сосудов чувств верующих задевать не должно, так как каноны запрещают лишь использование священных сосудов для личных целей, однако можно и должно продать сосуды в дни национального бедствия, чтобы спасти голодающих.(это из ВИКИ).
Соответственно все кто заявлял типа это богохульство – попали под Ст. 119. Использование религиозных предрассудков масс … или для возбуждения к сопротивлению ее законам и постановлениям карается - наказаниями, предусмотренными ст. 69 Угол. Кодекса. А там Пропаганда и агитация, выражающаяся в призыве к свержению власти Советов путем … активного или пассивного противодействия … или массового невыполнения возлагаемых на граждан воинской или налоговых повинностей.
Далее – имущество церквей ЕМНИП было передано приходам и на лицо использование религиозных предрассудков для массового невыполнения налоговой повинности, что при народных волнениях, наказание повышается до высшей меры наказания.



Re: По обновленцам и иже с ними

Серьезное сопротивление изъятию было, но носило разрозненный характер. И было далеко не массовым. Особенно когда видели, что суммы тратятся на голодающих.
А сколько епископов "старой формации" остались на посту после 1922 года? есть такие данные?

Re: По обновленцам и иже с ними

(Anonymous)
Собственно об этом и речь - действия и наказания неадекватные угрозе, по сути -провокация. Использование благого дела для "зачистки".
Массовость критерий относительный. Когда "церковь выносили" - прихожане и собирались, что лишний раз говорит о спонтанности и неорганизованности. Но по всем процессам шло очень много мирян, занимавших приходские должности. М.б. потому, что там был и имущественный вопрос - видел доки 1918 года, где церкви (со всем содержимым) передавались "на баланс" церковной общины.
1922 год по церкви - не показатель - кто там какой "формации" надо смотреть в т.ч. по итогам Всероссийского Поместного Церковного Собора 1923 г и далее - года до 1925 и смерти Патриарха Тихона. Тема ну совсем не моя, хотя упомянутый Сергий колебался то туда то сюда и стал таки патриархом. И считать ли старым например Петра (Полянского) который постриг принял не то в 1919 не то в 20, и был вполне себе антиобновленческой фигурой.

Re: По обновленцам и иже с ними

В газетах часто встречаю призывы именно епископов жертвовать на помощь голодающим церковное имущество, без которого можно обойтись в службе. Вот опубликуешь такое и сразу заклюют, что это типа "обновленцы"

Re: По обновленцам и иже с ними

(Anonymous)
Там ведь какая фигня - церковники и не отказывались помогать. Тихон совсем не против был (допрос его в сети есть). А так, по беглому просмотру, я понял, что проверять надо каждого - фамилие и в Гуглю (большинство есть, уж необновленцы точно - они почти все мученики за веру) - многие уходили, потом каялись.
Например посмотрите в хоть в вики - Архиепископ Алексий (в миру Николай Николаевич Кузнецов) - это епископ Сарапульский и Елабужский - как его считать?
Плюс обновленцы полагали в сан кучу народу поперек всех канонов, женатых, разведенных и т.п. Это ковырять только персонально.

Тихон заявил, что если государство попросит, то Церковь отдаст. А в газетах уже запущена капнания что попы зажимают - это раз, а во-вторых официально просить Церковь большевикам в западло. Вот вся фигня и пошла. Пришлось срочно добровольцев искать. И Троцкий там реально козел - педалировал на этом фоне процесс на Тихоном, не принимая во внимание напряженную обстановку.
Ну это вкраце мое видение ситуации по тому, что читал.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account