Previous Entry Share Next Entry
Старая добрая традиция.
d_clarence


Антиох III Селевкид. Он же "Великий". Правитель Государства Селевкидов с 213 по 187 гг. до н.э.
Что он делает в моем блоге?
А он первый правитель в истории, применивший систематическое изъятие церковных ценностей ддя государственных нужд. Когда в войне 191-188 гг. римляне надавали ему по щам и наложили контрибуцию, то в первый взнос он отдал казну, а в последующие начал вытрясать золото и серебро из храмов. Так как ему было глубоко наплевать на религиозную составляющую, то трясли абсолютно все храмы всех представленных в государстве религий. Под раздачу, естественым образом, попали и евреи, в результате чего события нашли отражение в Библии в Первой книге Маккавеев.
Таким образом, можно считать, что изъятие церковных ценностей государством - старая библейская традиция. Хе-хе (шутка юмора, если что).

  • 1
Кубышка на черный день.

Это даже не кубышка. Не знаю как это назвать. Чувак лютый был - вел еще и с соседями войны и племянниками. Государство выжимал на войну, а церковным баблом от римлян откупался.

Говорят, что, когда он раскулачивал очередной храм, сбежались местные жители и его вместе с отрядом того-сь.
В общем, плохо он кончил.

Ага. Последоватили традиции учли ошибку и лично перестали ходить на реквизиции )

А потом плохо учились, и князь Игорь таки сходил :)

Он тут не катит )

Библия вообще Вам пригодится как источник мероприятий по борьбе с голодом.
Из Библейского писания, мы узнаем, что Иосиф назначил людей повсюду по земле египетской, чтобы наблюдать за сбором и хранением зерна во всех городах: "Да повелит фараон поставить над землёй надзирателей и собирать в течение семи лет изобилия пятую часть всех произведений земли Египетской; и тогда в течение семи лет эти люди соберут много зерна и соберут его в городах под ведение фараона до тех пор, пока она не понадобится, и только ты, фараон, будешь этим распоряжаться" (Бытие 41:34-35).

Ха, этот вопрос изучал по Марк Твену - он дотошно разобрал Иосифа )

А я думал мэм - "Рабинович напел". Тут выясняется что все было не так...

Не читали у него в Автобиографии?

Когда читал (а это было давно), не обратил внимания. Посмотрел заново - вполне себе трактовка.

Давно считаю Твена самым неоцененным мыслителем и философом 19 века. Одна его автобиография и поздние произведения (Таинственный незнакомец, Стормфилд) запросто могут заполнить семестр серьезного курса философии.

Игоря в расход вывели не за реквизиции в капищах, а за то, что этот рэкетир оборзел и два раза деньгу собрать пытался. Берега потерял. Вот честные комерсы беспредельщика и заказали.

Какие все образованные :( Так Селевк тоже не церковную утварь собирал. В той синагоге кроме подсвечника и утвари нет.

Антиох №3 Великий - по распространенным данным - именно что раскулачил храм Бэла. А это вовсе ни разу не синагога. Местным жителям такое поведение не понравилось, они со всей округи сбежались и комиссаров в тунике линчевали.
Может, вы путаете с его сыном Антиохом №4? Последний действительно евреев резал с увлечением, об чём даже книга Маккавеев рассказывает.

Не, у меня пост про изъятие церковных ценностей, а не еврейские погромы )

Чисто для понимания - Бэл - это Баал он же Ваал? Изначально финикийский, потом карфагенский?

Нет, не тот. ЕМНИП, это вообще родоплеменной божок - у каждого племени свой Хозяин (Бэл=хозяин, господин). По мере объединения в общности крупнее "жители вокруг родника" объединялись и боги. В общем, Бэл - это титул главного бога (Бэл-Энлиль у шумер, Бэл-Зевс у греков в переводе персов), а Баал/Ваал имя собственное.

Все-таки "Баал" - ровно то же слово, со значением "господин". Даже в современных семитских языках это сохранилось:
В иврите בעל - "ба'ал" - муж, хозяин; бог Ваал
В арабском بعل ба'л - муж, хозяин; бог Ваал (в переводах Библии)

Бэл - аккадская форма этого же слова.

Иосиф Флавий пишет о том, что евреи Иудеи поддержали Антиоха III во время его войны с Птолемеями, за что были вознаграждены по-царски:

"Царь Антиох посылает привет ... Лишь только я вступил в страну иудеев, последние приняли нас дружественно, при вступлении нашем в их город оказали нам блестящий прием, выйдя к нам навстречу со всеми старейшинами, в изобилии доставили нам припасов для солдат и слонов и помогли нам изгнать египетский гарнизон из крепости. Поэтому и мы решили воздать им за это, восстановить их сильно пострадавший от беспрерывных войн город и дать возможность множеству рассеянных повсюду евреев вернуться в него и вновь поселиться здесь. Ввиду этого мы для начала решили дать им за их благочестие все необходимое для жертвоприношений, именно жертвенных животных, вина, масла и курений, всего на сумму двадцати тысяч серебреников, шесть священных артаб для пшеничной муки, сообразно их обычаю, одну тысячу четыреста шестьдесят мер пшеницы и триста семьдесят пять мер соли. Я желаю, чтобы все это, по точному моему приказу, было выдано им, равно как повелеваю закончить дело постройки храма, портиков вокруг последнего и всего, что бы потребовалось еще пристроить. Потребный для этого строительный материал пусть будет доставлен из пределов самой Иудеи, от других народов и с Ливана, и притом без взимания какой бы то ни было пошлины.
То же самое касается и всего прочего, что могло бы способствовать украшению храма. Пусть все, принадлежащие к иудейскому народу, управляются по собственным своим законам; пусть совет старейшин, священнослужители, ученые при храме и певчие будут освобождены от подушной, казенной и всякой другой подати. А для того, чтобы город скорее успел отстроиться, я освобождаю настоящих его жителей, равно как всех тех, кто бы вздумал поселиться в нем до месяца иперберетая, от всех повинностей в течение трех лет. Равным образом и впредь мы освобождаем их от третьей части всех налогов, пока жители не оправятся от понесенных ими убытков.
Всех же лиц, которые были уведены из этого города в рабство, мы сим отпускаем вместе с их потомством на свободу, повелевая вместе с тем вернуть им их имущество".
4. Таково было содержание письма. Затем царь издал, желая выделить святилище, распоряжение по всей стране, в том смысле, что ни одному иноземцу не позволено вступать в то отделение святилища, которое закрыто и для иудеев, исключая тех из последних, которые посвящены на то и которым это разрешается местными законами. Далее было постановлено, что никто не смеет ввозить в город мясо лошадиное, или свинину, или диких или домашних ослов, кошек, лисиц, зайцев и вообще всех запрещенных иудеями животных. Также воспрещалось ввозить в город шкуры таких животных или держать их в городе; лишь издревле употреблявшиеся для жертвоприношений животные, которые необходимы при богослужении, могли находиться в пределах города. Всякий же, нарушивший какое-нибудь из этих постановлений, подвергался штрафу в три тысячи драхм серебром в пользу священнослужителей.
...Этих фактов достаточно для удостоверения расположения Антиоха Великого к иудеям."

"Иудейские древности", XII, гл. 3

Все выше процитированное произошло за несколько лет до поражения при Магнесии и, конечно, после наложения контрибуции, всё могло измениться, но там не так много времени - Апамейский договор - 188 г днэ, а в 187 его уже убили, причем достаточно далеко на востоке царства, а не на юге. Мне кажется, более обоснована традиционная точка зрения, согласно которой ухудшение отношений между иудеями и Селевкидами относят к правлению Антиоха IV Эпифана.

Я не писал про отношения евреев и Селевкидов. Пост - про первое изъятие церковных ценостей государством на церковные нужды. А это произошло при Антиохе III.

простите за занудство, но Вы связали Ваше утверждение с первой книгой Маккавеев, в которой экспроприацию ценностей из иерисалимского Храма (МкI:20-24) прямо приписывают Антиоху IV Эпифану (MkI:10). не могли бы Вы поделиться источником, на который опираетесь?

Edited at 2016-08-10 08:56 am (UTC)

Меня не интересуют еврейские погромы. То, что до храма в Иерусалиме дошли руки только у сына Антиоха Великого, никак не делает его первым. Книга Маккавев здесь упомянута как библейский источник о тех событиях.
Ну и еще раз для Вас:
Пост о первом правителе, первым систематически изымавшем церковное добро на госнужды.

простите, если я не смог ясно сформулировать вопрос. я не спрашивал о погромах. я пытаюсь понять основано ли Ваше утверждение на каком то программном документе, провозглашающем подобную политику Селевкидского царства или же Вы делаете свой вывод, основываясь на фактах ограбления храмов? если последнее, то есть ли еще примеры, кроме двух уже упомянутых (Бэла - Антиохом III, иерусалимского - Антиохом IV)?

о событиях в Иерусалиме есть разные точки зрения, в том числе относительно свежая деконструкция о перерегистрациии и рейдерском захвате: http://marginalia.lareviewofbooks.org/re-examining-hanukkah/

>>первое изъятие церковных ценостей государством на церковные нужды

Кстати, не факт. Иудейские цари регулярно иерусалимский храм на деньги выставляли. Антиохом тогда и не пахло еще.
7 И послал Ахаз послов к Феглаффелласару, царю Ассирийскому, сказать: раб твой и сын твой я; приди и защити меня от руки царя Сирийского и от руки царя Израильского, восставших на меня. 8 И взял Ахаз серебро и золото, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского, и послал царю Ассирийскому в дар. 9 И послушал его царь Ассирийский; и пошел царь Ассирийский в Дамаск, и взял его, и переселил жителей его в Кир, а Рецина умертвил.

4 книга царств. То, что с ходу помню. Еще Езекия тем же отметился в 18 главе той же книги.

Думается, что если внимательно посмотреть, то только в Библии найдутся еще примеры, а уж древние ебибтяне наверняка этим отмечались вообще на регулярной основе.

Я, простите, сейчас не могу установить связь вашего поста с моими сообщениями. Я, вроде, написал, что Антиох 3 Великий погиб при попытке ограбить храм Бэла, и что это не синагога. И что, вроде бы, гонениями на евреев Антиох 3 не отличался, зато отличился его сын.
Зачем это же все описывать с обильными цитатами, простите, не понимаю.

простите великодушно, давно не заходил в жж, совсем выражать мысли разучился. я собственно, хотел лишь поддержать Вашу линию, приведя пример того, что, как раз, у Антиоха III с евреями отношения больше походили на государственную поддержку.

цитата была приведена только для того, чтобы не утруждать собеседника поисками соответствующего места в "Иудейских древностях". еще раз простите, что отнял у Вас время

Цитата хорошая, и рассматривай мы отношения Иудеии Селевкидов - цены бы ей не было. Видимо Вас с толку сбили обильные комментарии про разграбление храма.
Всегда буду рад видеть Вас в своем журнале - тут занудство только приветствуется )

спасибо, я люблю Ваш жжурнал, просто мне обычно нечего добавить - совсем не в периоде. а с Антиохами я немного ближе знаком :)

Ну а я в истории Древнего Мира дилетант, хотя и очень интересуюсь )
Вот когда-то давно, когда еще не болел темой Голода, читал занудную и безумно интересную статью про снабжение армии Александра и хоть убейте не помню названия и авторства. Сейчас с удовольствием бы перечитал..

если найдете, поделитесь :)
у нас чуть меньше года назад археологи откопали Акру, о которой рассказывается в книге Маккавеев (точнее, одну из ее башен), нашли различные предметы, связанные с пребыванием греческого гарнизона - так что тема сейчас горячо обсуждается.

Интересно! А где обсуждается? На форуме?

пока был вспеск публикаций в СМИ, сейчас пошли доклады на археологических конференциях, скоро выйдут серьезные статьи. одна из проблем в том, что не с чем, по-настоящему, сравнивать - очень мало такого селевкидского раскопано

http://mfa.gov.il/MFA/IsraelExperience/History/Pages/Has-the-Acra-from-2000-years-ago-been-found-3-Nov-2015.aspx


я послал ссылку, но жж ее закрыл, как спам.

Раскрыл вручную. Спасибо большое! Надо мне в настройках ЖЖ покопаться, а то он у меня все ссылки что-то в подозрительные отправляет

Так и надо писать в школьных учебниках )

Мне кажется, что лучше так рассказывать на теории государства и права. Чтобы люди понимали, откуда есть пошла любая государственность.

Ну про на Правоведении должны расказывать в теориях происхождения государства, если препод не сачок.

Ну к сожалению между теорией государства и права (коих много) и практикой того же - дистанция огромного размера. Но к сожалению теоретики в практику за редким исключением не очень. Дисциплина - юридическая, а практика - историческая. Специализация - бич не сегодняшний.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account