Previous Entry Share Next Entry
Циферки про полицию на селе в РИ.
d_clarence
Общее число полицейских чинов и лиц исполняющих полицейские обязанности, суммы на их содержание и их доход на 1874 год. Цифры только по сельским полицейским! Даны Анучиным:


Как видим, для большинства сельских "полицейских" это тупо повинность и эффективность их нулевая.
Собственно Анучин и собирал данные для будущей реформы.

  • 1
Да, но это же выборные должности. Сотские и десятские, например, на год выбирались. Хотя община имела право и нанять, если могла оплатить. А тема становых приставов и полицейских урядников у Анучина не раскрыта?

Да! Труд большой, интересующимся - мастхэв, однозначно.

Книга, в принципе, доступна

https://books.google.ru/books?id=txMSAAAAYAAJ&pg=PA195

я не сразу сообразил поискать по ключевым фразам.

Мне нравится, что там ничего лишнего, по делу и с адекватными выводами. Анучин ведь на заказ писал. Я так понял, тюремные надзиратели по другому ведомству проходили? Не видел их книжке.

Ну, Анучин же рассматривает административно-полицейскую систему в губерниях и уездах, а не пенитенциарные учреждения, это совершенно разные темы. Здесь вопрос даже не в ведомственной принадлежности, а в функциональных задачах. Актуальными задачами десятских и сотских был оперативный санитарно-эпидемиологический контроль да обеспечение противопожарной безопасности ...

МВД занималось дофига чем: здравохранением, путями сообщения, пожарами, публичными зданиями...
Тюрьмы - с 1879 году Главное тюремное управление МВД (с 1895 ушло в минюст), а до этого - кто как сможет.
А все от волости и ниже - низовые органы управления с единым (неразделенным) функционалом. Они и налоги собирали, и в холодную сажали, и паспорта выписывали. На круг по волости (на наши деньги - примерно район) выходило куда как меньше народу.

Е.Н. Анучин через год издал ещё работу по тюремной статистике. Я не читал её, посвящена она, в основном, арестантам, но, возможно, он там писал что-либо и про персонал.

Это кардинальная беда России в 19м веке - имеем неэффективный государственный аппарат потому что вынуждены экономить на расходах на госсаппарат, и имеем плохие государственные доходы из за неэффективного госаппарата :-)

Короче, никакой охраны правопорядка в деревнях (90% населения) не было. Были сплошные Цапки-старосты, они же, вероятно, и кулаки. Как изумителен хруст французской булки!


порядок хранила врожденная духовность русского народа :-) Прямо таки духом.

А потом баре удивились почему народ стал усадьбы жечь. А потом и друг друга раскулачили. Вот что бывает когда не заботятся о выстраивании вертикали власти в системе

Да ладно. Собственно говоря - это все низовые административные должности, исполнявшие и полицейские функции (мелкая административка). Для чего-то серьезного - уже уездный уровень.
Для быстрого реагирования - когда народ усадьбы жечь стал (1902 собствено) сельская стража (с 1903).

Собственно для административки - вполне хватает. "По состоянию на 1 июля 2012 года штатная численность участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России составляет 49028 единиц."




Это еще до реформы. Анучин там еще интересную стату приводит о бесполезности и вредности существующей системы. 9/10 сельских полицейских считают свою должность обузой. Собственно менять начали, опираясь на эту книжку.

Тут стоит разделять собственно полицию и систему местного административного управления. Все это было в ведении МВД. Реформа городской полиции - 1862, уездной - 1878 (собственно введение станов, становых приставов и урядников). Там еще земский отдел в МВД создали специально для работы в новых условиях.
Полиция в нашем понимании заканчивалась в уезде.

- 9/10 сельских полицейских считают свою должность обузой.
Это не сельские полицейские - это должностные лица волостей и сельских обществ, на которых возложены еще и полицейские функции.
Охрана правопорядка - для них в не основная задача, а одна из.
Староста - выборный сходом общества. Основная административная задача - контроль за отбыванием повинностей и сбором податей. Мог собирать/распускать сход, обязан был проводить мирской приговор. "Карательные" полномочия - штраф до рубля, общественные работы/ арест до 2-х суток.
см. "Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости".
Далее все зависело от человека - мог быть в авторитете, в том числе возглавляя наезды на волость, а мог быть терпилой, которого долбили со всех сторон. Мог быть приличным человеком, а мог сволочью. Правоприменение - на уровне "сами разберемся".

Волостной уровень - старшина и писарь. Старшина избирался волостным сходом, а писарь назначался (мировым посредником, с 1874 года — уездным по крестьянским делам присутствием, потом - земским начальником). Оба воспринимались как "власть", но де факто были более ограничены в деятельности надзором уезда.

Да система понятна, про нее Анучин и пишет. Только не работала она совсем.

Понятно, что никакие преступления, даже тяжкие, в деревнях при такой системе расследоваться не могли.

Представляю, какая красота началась бы СЕЙЧАС, если бы "низовые административные должности" начали исполнять полицейские функции!

Ну исполняют и что?
Посмотрите кто может применять КОАП - найдете много интересного.
Ищется на "должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, являются".

У тех же сотских и старост полномочия и обязанности были шире, КоАП тут не аналогия.

-У тех же сотских и старост полномочия и обязанности были шире
Так о том и речь - местная административная власть с неразделенным функционалом. Сейчас функционал сельского старосты возложен на человек пять-шесть, если не больше, а волостного с писарем - районная администрация, РОВД, налоговая, паспортный стол и куча другого народу. (наш район - среднее между волостью и уездом, но по количеству адм. единиц - все-таки волость).

- КоАП тут не аналогия
Очень даже - полицейские функции (функции охраны общественного порядка), выполняемые низовым звеном, что по составу, что по наказаниям очень даже КОАП. А еще в КОАПЕ всякие нарушения содержания животных, торговля в неустановленных местах и всяка иная хрень. И сейчас наделенное соответствующими правами должностное лицо (не из системы МВД) - может выявить нарушение, составить протокол, по которому реально оштрафуют.

Если была уголовка или крамола - что на деревне вобщем-то редкость - приезжали из уезда.
На стабильной площадке - вполне. Собственно нафига в деревне в 500 душ штатный полицейский чин? Деревень примерно 100 тыс. И сейчас такого нет участковых - тыс. 50 и большинство в городах.
Если начиналось что-то массовое - так это и сейчас районными властями не лечится.

Работало/не работал - власти наверное не устраивало. Раньше для всего этого был помещик (у государственных крестьян и до 1861 так и было). Это проблема системная - очень хотелось вертикаль снизу до верху, но даже 10 тыс. человек - по одному на волость - не найдешь и дорого. А раскручивать волостное земство и самоуправление - боязно.


При противоправных действиях чиновников мы можете обратится в полицию. А если полиции нет, то идти вам некуда.

Вы на главу сельской администрации жалуетесь участковому?
Проблема доехать до уездного города - а там хоть обжалуйся. Вопросы кумовства и "все друг друга знают" - за скобками.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account