Это Сан Дмитрич Свербеев, губернатор проклятой всеми богами Самарской губернии в 1878-1891 годах. Проморгал он катастрофу 1891-92 годов, унесшую по прикидкам демографов от 300 до 500 тысяч крестьянских жизней (это в целом по России) и бабахнувшую понятно где.
Как это происходило, он сам верноподданейше и рассказал:
Что же наблюдал наш герой с 1889 года и какие шаги предпринимал для укрепления продовольственной безопасности вверенной ему территории? Расскажем и покажем в картинках и табличках.
Хлеб в губернии производят крестьяне. Они же - крупнейший землевладелец в губернии. Им (лично и общинам) принадлежит 60% земли - 8.292.279 десятин.
Много? Крестьян обоего пола - 2.153.359 душ. Делим? А земля тут вся посчитана - и леса и овраги тоже. Пахать можно не везде. Своей удобной земли мало, надо еще и арендовать. Вот так засеялись крестьяне в 1888-89 гг.:
А урожай, из-за засухи, сняли вот такой:
Злаковые сняли сам 3, а картошку сам 5. Т.е. в 3 и 5 раз больше чем посеяли-посадили. Это плохо, очень. Тенденцию к ухудшению видите? Я тоже.
Вот эту сумму в рублях надо поделить на крестьян, пустить на нужды, оборот и налоги. Крестьяне в Самарской губернии отхожими промыслами почти не занимаются - ждут куш с землицы.
Земство эту тему уже знает и просит у губернатора денег из продовольственных касс. Вот только у земства и губернатора они пусты (ниже объясним почему). Надо просить у государя-императора. Попросили аж Триста тыщ на семена. А царь взял и дал!
Ура, типа, победим недород и все такое.
Как бы не так. Голод уже есть и лютый. Об этом губернатору рассказывает скот:
Вот так, русским по белому. В отчете. Бить тревогу? Нееет, денег же дали! Посевную проведут и бабла срубят!
А в 1890-м опять жарко и урожай снимаем такой:
Два столбца справа говорят губернатору: У ТЕБЯ ПЕСЕЦ ЛЮТЫЙ! ОРИ О ПОМОЩИ! ДОХНЕМ!!
Губернатор о помощи не орет. Во-первых нельзя, во-вторых теперь запросили аж 600.000 рублей. И деньги дали. Запросить больше - значит отвечать вот за это:
На губернии висит огромный долг за все предыдущие подобные ссуды с 1873 года! Плюс с крестьян причитается недоимок по налогам и выкупным платежам почти пять миллионов! За такое с должности снимают! В 1889 году умудрились содрать с крестьян 400.000 рублей в погашение задолжностей. И все. Денег у крестьян нет совсем- они в глубоком минусе.
А тут еще привет с земством. Баланс за 1889 год у них такой:
Это без долга опять же государю-императору. А долг есть и висит. Поэтому реальные расходы выглядят так:
То есть у губернатора еще и земство в минусе!
Орать надо,но он не орет. Единственное, на мой взгляд, разумное объяснение: рассчитывал на будущий рекордный урожай. Вроде как два года засухи - дальше должно повезти.
Только это никак не объясняет отсутствие реакции на массовый забой скота и, главное!, рабочих лошадей и на урожай трав 1890 году:
Что крестьяне дорежут уцелевшую скотину, поймет даже школьник. Свербеев же просто поставил подпись в отчете.
А потом наступил страшный голод 1891-92 годов и бороться с этим чудовищем пришлось совсем другим людям.
Не думаю, что в двух закадычных подругах по несчастьям - Казанской и Саратовской губерниях дела с информацией обстояли хуже. Тенденция, однако.
"Об А. Д. Свербееве говорили как об администраторе с широким размахом, обладавшем способностью к тонкому критическому анализу, наблюдательностью, свободой от постороннего влияния и объективным отношением к делу. Среди личных качеств самарского губернатора назывались доступность и уважение к личному мнению собеседника. Свербеев внимательно относился к жалобам на его имя." - Вика.