d_clarence (d_clarence) wrote,
d_clarence
d_clarence

Category:

Люди дела. "Красный купец" Борис Стомоняков.

Болгарин, русофил, большевик, инженер, боевик, шпион, бизнесмен, контрабандист, полиглот, дипломат - это все о нем, о Борисе Спиридоновиче Стомонякове. Жизнь - как авантюрный роман, конец - почти как у Робеспьера (при аресте в 38-м не ныл, не плакал, а отстреливался и последнюю пулю - себе).
Родился Борис Стомоняков в 1882 году в городе Руса в весьма примечательной семье.
Папа - профессиональный болгарский контрабандист, поставлял оружие болгарским повстанцам, русским войскам и сербам, принял деятельное участие в войне 1877-78 гг. После войны открыл торговое представительство в Одессе. Торговал всем - мутил дела, короче.
Мама происходила из пролетариата города Руса. Ее семья организовала антиправительственное восстание в городе, которое было задушено войсками. Брата повесили, дяди смылись, ее, с пятилетним Борисом, тайком вывезли в Одессу к мужу какие-то румыны.
До 11 лет Борис жил в Одессе, пока папе не пришло в голову сделать из сына офицера - модно, престижно, да и деньги есть. Бориса отправили в Воронежский кадетский корпус.
Все сразу пошло не так - там он познакомился с мелким шалопаем Володей Овсеенко, который станет известным как Антонов-Овсеенко.
Пацаны прибились к старшим товарищам, которые тайком собирались для чтения подпольной революционной литературы. В марксизме оба ничего пока не поняли, но революционерами решили стать твердо.
Кадетский корпус Борис не закончил - сильно увлекся естественными науками и подпольными кружками. Стал вести себя вызывающе в классах, спорить с преподавателями и участвовать в маевках - в 17 лет все мы не сахар. Стомонякова отчислили. Папа сильно расстроился, а сын занял денег и поехал в Питер, где с легкостью поступил в Горный институт. Там исправно посещает марксистские кружки и в 1901 году попадает в поле зрения не абы кого,а самой Еленой Стасовой


которая как раз наладила канал распространения "Искры". Стасова разъясняет юному болгарскому товарищу кто есть кто в подпольном мире русских революционеров, обучает навыкам конспирации, тактике поведения при аресте и на допросах, подключает к распространению "Искры", дает рекомендацию на вступление в РСДРП. О "толковом болгарине" узнает Крупская. Квартира Стомонякова становится конспиративной явкой. Тогда же Борис получает первый урок партийной спайки - в 1902 году его впервые арестовывают по подозрению в распространении нелегальной литературы. Шпики выследили курьера. Сделали налет на одну из конспиративных квартир, где повязали всех присутствовавших и Стомонякова среди них. Товарищи решили "молодого" не сливать и не светить. На допросах представили дело так, что Стомоняков просто захотевший острых ощущений мажор, которого разводили на бабки. В результате сами пошли по этапу, а Стомонякова полиция, справившись о папе, выпустила.
В 1903 году Стомоняков вводит в подпольный кружок своего воронежского друга Владимира Овсеенко и дает старт его революционной карьере. В том же году, после Второго съезда партии, становится большевиком.
В 1904 году Стомонякова снова арестовывают на одной из конспиративных квартир. Прямых улик против него нет, но его исключают из института и высылают согласно подданству - в Болгарию, причем особым циркуляром департамент полиции рассылает его приметы "для распоряжения о недопущении его на будущее время в пределы Империи".

В апреле 1904 года Борис Стомоняков приезжает в городок Свиштов, где совсем не случайно знакомится со своим ровесником Романом Аврамовым. Аврамов - личный связной Ленина с болгарскими коммунистами. Через Аврамова Стомоняков получает первое ленинское задание - распространить среди болгарских коммунистов и разъяснить сочувствующим книгу "Шаг вперед, два назад". Задание Борис выполнил, почуял слежку и ощутил сильное желание закончить образование. В 1905 году Борис Стомоняков уезжает в Бельгию и поступает в льежский Электротехнический институт.
В Льеже, на тот момент, оказалась довольно внушительная группа политэмигрантов из России. Правда большевик там был только один - сам Борис. Он вступил в полемику с местными социалистами и был по молодости бит. И знаете что сделал? Взял и написал письмо самому Ленину с приглашением приехать и выступить в местном кружке социалистов. А Ленин взял и приехал. И выступил со специально подготовленным для бельгийских товарищей рефератом. Товарищи из России выступление не восприняли, а вот местные бельгийские коммунисты прониклись и примкнули к Стомонякову. А так как за пиво в основном платили они, то нищебродское крыло наших эимигрантов тоже потянулось в кружок Стомонякова.
В 1905 году грянула первая русская революция и Стомоняков получил первое по-настоящему серьезное и крупное задание - организовать в Европе закупку оружия для восставших. Ему переслали крупную сумму денег. Тогда же проявилась одна из его ярких черт - Борис Стомоняков умел люто-бешенно торговаться. В Льеже была закуплена крупная партия оружия с такой значительной экономией, что остались деньги на доставку части партии в Финляндию.
Вопросами доставки, среди прочих, занимался и Максим Литвинов (тогда еще недавний бухгалтер Макс Валлах). Он дал высокую оценку коммерческим способностям болгарского товарища и Стомонякову поручили закупить 60 тысяч винтовок у швейцарской фирмы "Шредер".
Швейцарцы заломили цену, но не на того напали. Как вспоминал впоследствии большевик Шаповалов, который тогда был помощником Стомонякова, переговоры длились несколько часов и к заключению соглашения со швейцарцев градом лил пот. Когда стороны пожимали друг другу руки, владелец фирмы сказал Стомонякову: "Удивляюсь, глядя на вас: почему вы так стараетесь для русской революции, выторговывая у меня для ее интересов последний сантим? Я понял бы вас, будь вы русский, но ведь вы - болгарин..." (А.С. Шаповалов "Работа по закупке оружия").
Доставкой партии тоже занимался Литвинов. Все прошло так гладко, что молодые революционеры испытали головокружение от успехов. Хотя какой там - парни просто потеряли берега. В 1906 году Литвинов и Стомоняков должны были переправить крупную партию оружия в 97 тонн в Закавказье. Что Литвинов, что Стомоняков - оба пребывали в какой-то эйфории. Плюсом к ним присоединился революционер по профессии и отморозок по призванию Тер-Петросян, он же Камо.
2-140-01.jpg
Ничего хорошего получиться не могло.
Литвинов приехал в Болгарию не заметив за собой слежки. В Болгарии он встретился со Стомоняковым и купил пароход "Зора". Стомоняков отправился за грузом, а из Парижа в Питер пришла шифрограмма от русского агента Крафта о пребывании Макса Валлаха в Болгарии
2-140-01.jpg.

Стомоняков, тем временем, привез груз и подобрал команду из бывших матросов-потёмкинцев, которые как раз сидели на мели. Прибыл Камо. А за Камо очень пристально и с интересом наблюдали спецслужбы Турции.
В Варне, где стояла "Зора", провели совещание. Решили "для конспирации" пустить среди грузчиков и портовых рабочих, которые не могли не знать про груз, слух, что оружие предназначается армянским повстанцам в Турции. Лучше идеи молодым дуракам и не могло в голову придти - в Константинополе тут же бомбануло. Турки моментально слили все данные по судну и дате отплытия русским властям в Одессе, где как раз гадали о путях поставки новой партии оружия для мятежников.
12 декабря 1906 года Стомоняков и Литвинов проводили из Варны пароход и "с легким сердцем" (Литвинов) покинули варненский пирс.
На следующий день, с парохода заметили два русских миноносца, которые быстро приближались. "Зора", пытаясь избежать захвата, выбросилась на румынский берег. Все оружие в Румынии "потерялось".

Стомоняков сильно переживал неудачу и попросился "в бой". В начале 1907 года партия направила Бориса в Питер под начало Леонида Красина, который возглавлял боевую техническую группу при ЦК РСДРП (бомбы делали).
Но революция уже шла на спад, полиция громила ячейки оду за другой. В одной из облав взяли и болгарского революционера. Улик против него опять не было и его выслали из страны в соответствии с прежним предписанием. Так у Бориса появились каникулы - он едет в Русу, где больше года живет с папой и мамой, пьет вино и купается в море.
В 1909 году его выдернул в Париж Ленин и рассказал, что революция не закончилась и нужно работать. Борис Стомоняков едет в Берлин и поступает к Красину на фирму "Сименс-Шуккерт".

В Берлине быстро обрастает деловыми связями. Одним из клиентов фирмы было болгарское посольство. Там с интересом знакомятся с соотечественником и восторгаются его знанию языков - Стомоняков говорил на русском, немецком, французском, голландском, румынском и турецком языках. Партия дает задание всемерно поддерживать и укреплять связи с болгарскими дипломатическими кругами. Тогда же происходит вербовка Бориса Стомонякова болгарскими спецслужбами.
С началом очередной Балканской войны он едет на фронт в качестве переводчика. Звание ему присваивают "рядовой". Работает он под началом поручика Романа Аврамова - такие вот болгары интересные люди..
В годы ПМВ Стомоняков выполняет различные поручения болгарского правительства в Берлине. По окончании войны он уезжает в Голландию, где работает в офисе "Сименс". Родина, после потрясений, не забыла его и вскоре он становится болгарским торгпредом в Нидерландах.
Все это время он был на связи с большевиками.
К концу 1920 года перед НКИДом стояло две проблемы: необходимость ревизии в Берлинском торгпредстве и назначение полпреда в Стокгольм. Ленин неоднократно заявляет, что "нам катастрофически не хватает своего, красного купца" на этот пост. Красин пишет записку Ленину и партия снова призывает Бориса Стомонякова.
В Берлине была проведена не только ревизия, но и налажены контакты с крупнейшими немецкими промышленниками. Новый советский торгпред ясно уловил сигнал немцев - "хотим сотрудничать". Стомоняков едет в Москву и допоздна засиживается в кабинете Ленина. Ленин ставит основные задачи: закупить оборудование для Донбасса и для нефтяных промыслов Баку, приобретение библиотек технической литературы, наладить снабжение импортным оборудованием первое детище ГОЭЛРО - Каширскую электростанцию. Кроме того, торгпред получает секретное задание: прощупать возможность политического соглашения.
Вернувшись в Берлин, Борис Стомоняков энергично принимается за работу. Помимо решения основных задач, он добивается создания советско-германского авиационного общества "Дерулюфт" и между Москвой и Берлином устанавливается регулярное воздушное сообщение.
К проекту ГОЭРЛО, через посредничество немцев, негласно подключаются западные гиганты вроде "Дженерал Моторс" и прочие монстры - работы на Каширской электростанции пошли полным ходом.
Оборудование для нефтяной и угольной промышленности удалось купить со скидкой. Немцы сначала задирали цены, но Стомоняков озвучил их же собственные страхи - не получив такие обширные заказы немцы не смогут реанимировать свою промышленность и платить зарплату рабочим, а рабочие и так в массе своей испытывают симпатию к коммунистам - до очеедной революции недалеко.
Немцы обнюхали и изучили Стомонякова от и до и пригласили его на пикник, устроенный концерном Круппа. На пикнике ему рассказали кто сейчас в реале дергает за ниточки немецкое правительство и попросили сообщить в Москву, что опираясь на бизнес, можно найти и общие интересы в политике. Правда, немедленно развить отношения не получилось - случился Голод.

Все лето и осень 1921 года Стомоняков занимается вопросами поставок продовольствия и заключает соглашение с поляками по транзиту гуманитарных грузов через их территорию.
Осенью же получает слезное письмо от болгарских коммунистов и становится спасителем от голода для многих жителей юга России. Болгарские коммунисты раз за разом пытались провести через парламент закон о выделении денег для русских голодающих - не прошло. Устроили сбор пожертвований, закупили хлеб и кукурузу - правительство не дало транспорт. Писали в Совнарком, предлагали забрать самовывозом - правительство запретило.
Стомоняков сам поехал в Софию. Включил все свои связи и получил доступ в самые высокие кабинеты, где рассказал о своих немецких друзьях и, может, что-то еще. Болгарское правительство метнулось и 18 ноября 1921 года в Батум пошел первый пароход с 2.170 тоннами хлеба, а 30 ноября - второй из Бургаса в Поти с 2.730 тоннами хлеба.


Проснулся Болгарский Красный Крест и начал отвечать на письма Нансена и Шведского Красного Креста.

Стомоняков вернулся в Берлин в январе во время Каннской конференции Антанты. Узнав новости о грядущей Генуэзской конференции, он еще раз встретился с немецкими промышленниками и воротилами. Немцы прямо сказали, что готовы заключить секретное соглашение с Советским правительством, а в дальнейшем и открытый договор о долгосрочных отношениях. Стомоняков еще раз съездил в Москву и засел с германскими мидовцами за составление соглашения. Результатом этой работы стал знаменитый Рапалльский договор http://d-clarence.livejournal.com/120904.html
А в октябре 1922 года, по инициативе Стомонякова, создается советско-германское торговое акционерное общество Русгерторг, которое стало "крышей" нашего Наркомвнешторга для получения иностранных кредитов.
Работа Бориса Стомонякова была настолько важной, что Ленин постоянно интересовался новостями от него и давал ему советы. Так получилось, что свой последний рабочий час 12 декабря 1922 года Ленин провел с Борисом Стомоняковым, обсуждая проблемы внешней торговли. В 8.15 вечера они вместе вышли из кабинета, Ленин пожал ему руку, попрощался, оделся, попрощался до завтра с Фотиевой и пошел домой...
В 1925 году Стомоняков окончательно возвращается в Москву. Он становится членом коллегии НКИД и отвечает за отношения с Польшей, Прибалтикой и Скандинавией.
В 1928 году он составляет тезисы эпичнейшего протокола о присоединении СССР к пакту Бриана-Келлога об отказе от войны как орудия национальной политики. Зачитав и подписав это протокол в феврале 1929 года, Литвинов и Карахан просто размазали дипломатов Англии и Франции - обязательно прочитайте об этих событиях.
В начале 30-х Стомоняков курировал наши отношения с Японией, контактировал с Рихардом Зорге. В 1934 году Стомоняков назначается вторым замом наркома иностранных дел. Занимал этот пост до августа 1938 года.
В августе 1938 года за ним пришли прямо в рабочий кабинет. Старый революционер выхватил из стола пистолет и открыл стрельбу. Попытался застрелиться, но в последний момент "гостям" удалось-таки на него броситься. Тем не менее, Стомоняков смог выстрелить в себя - из кабинета его вынесли окровавленного на носилках. Умер или расстрелян в 1941-м.

В советское время был снят кинофильм о нашем герое:
БОРИС СТОМОНЯКОВ ИЗ СТОМОНЕЦИ. (1981)
Tags: Стомоняков, болгары, голод, люди дела, международные отношения, помощь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    "Как плохо у нас знают обо всем том, что мы видели в России, и о тех людях, с которыми мы там сталкивались. Из каких нелепостей сфабриковано…

  • (no subject)

    "Мы стреляли в толпы людей, охваченных смятением, неистовствовали, снова стреляли и охотились. Мы гоняли латышей, как зайцев по полю, открывали…

  • (no subject)

    "Помощь голодающим бесконечно остра и бесконечно трудна. Элементарнейшее условие, чтобы хоть сколько-нибудь удовлетворительно справиться с этой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    "Как плохо у нас знают обо всем том, что мы видели в России, и о тех людях, с которыми мы там сталкивались. Из каких нелепостей сфабриковано…

  • (no subject)

    "Мы стреляли в толпы людей, охваченных смятением, неистовствовали, снова стреляли и охотились. Мы гоняли латышей, как зайцев по полю, открывали…

  • (no subject)

    "Помощь голодающим бесконечно остра и бесконечно трудна. Элементарнейшее условие, чтобы хоть сколько-нибудь удовлетворительно справиться с этой…