?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Полюбить марксиста. Революционный роман.
d_clarence
«Но, моя дорогая, не забывай, что русский человек «привыкает» к возмутительным условиям или по крайней мере ухитряется относиться к ним довольно легкомысленно» - из письма Н.Е. Федосеева М.Г. Гопфенгауз.
Женская история.

В июле 1889 года полиция разгромила казанский марксистский кружок, которым руководил Николай Евграфович Федосеев


человек, во многом сформировавший взгляды Ленина и обучивший его научному подходу к изучению марксизма. И это при том, что сам был на год младше Ильича. Именно 18-ти летний юноша Коля Федосеев привил Ленину ту черту, за которую его неимоверно уважали соратники и перед которой трепетали оппоненты - используя в аргументе цитату из авторитетного источника всегда подкреплять ее реальными фактами. Вторая фундаментальная вещь: никогда не пытаться разъяснять постулаты Маркса, Энгельса и других теоретиков и философов без привязки к реальной жизни.
Ленин сам был летом 1889 года в Казани, хотел встретиться, но помешал арест Федосеева.

Молодые марксисты получили различные сроки. Федосеева отправили отбывать наказание в питерские "Кресты". Дали ему 2,5 года.
Сидеть Федосееву было очень тяжело из-за его привычки любой обращенный к нему вопрос рассматривать всесторонне и искренне пытаться помочь спросившему - его заслушивались надзиратели и конвоиры. Начальство замечало это безобразие и отправляло Федосеева в карцер.
Не сломаться Федосееву помогло питерское отделение нелегальной политической организации "Красный Крест" в лице Марии Германовны Гопфенгауз.
Мария Германовна посещала узника под видом его кузины. Передавала мелкие разрешенные посылки, а уносила его мысли, планы статей и письма к товарищам, которые запоминала наизусть. Заодно закатывала скандалы тюремному начальству. Делала это с такой страстностью и частотой, что Федосеева перестали сажать в карцер - ну его!

Выпустили Николая Федосеева и еще нескольких революционеров из провинции в 1892 году с запретом проживать в столицах и предписанием немедленно покинуть город. А Мария Германовна сделала им потрясающий подарок, всю полноту которого поймут ученые и исследователи. Она убедила полицейское начальство дать им двое суток на сборы и повезла их в библиотеки и книжные магазины. В книжных магазинах "политические" буквально накинулись на книги и Мария Германовна помогла их оплатить (она была дочкой коллежского советника, занимавшего неплохой пост).
Федосееву предстояло ехать во Владимир, который ему назначили на жительство. А он уже не мог обходиться без Марии Германовны. Да и она, рядовой до того член подпольного кружка, благодаря связям и востребованности Федосеева в революционном мире, впервые почувствовала себя нужной. Она поехала за ним. Как друг и соратник. Ибо межу ними лежала огромная, для тех лет, пропасть в возрасте - Мария была старше Николая на 13 лет.

По прибытии во Владимир, Николая Федосеева поставили под гласный и негласный надзор полиции. Мария Германовна взяла на себя всю конспиративную переписку. Проваливаться было нельзя. Из-за главного корреспондента - Ленина. Мария Германовна не допустила ни одного прокола, но на свободе Николай Федосеев пробыл всего несколько месяцев. В октябре он был арестован за "пропаганду запрещенного лжеучения" и "распространение запрещенной литературы среди рабочих". Обвинение было шито белыми нитками, но Владимирский губернатор сильно боялся какой-нибудь истории с ссыльным марксистом и хотел его сплавить во избежание помех своей карьере.
За недоказанностью улик, следствие длилось больше года. Мария Германовна буквально затерроризировала начальника Владимирской тюрьмы требованиями улучшить быт заключенного Федосеева. Однажды взяла и привезла в тюрьму стол, чтоб Федосеев мог работать в камере. И добилась того, чтоб надзиратели приняли и установили его. Начальник пожаловался в губернское жандармское управление. Жандармы вызвали Марию Гопфенгауз для беседы, а она им небо в алмазах устроила - потребовала надавить на судебные власти, чтоб выпустили Федосеева под залог. А для убедительности притащила с собой уголовные уложения и книжки по судопроизводству. Жандармы от нее одурели. Даже сами пожаловались на "дурную бабу" в Питер: "Это лицо вполне вредное и озлобленное ко всем властям. Когда Гопфенгауз не получает разрешения на свидание с заключенным, то подходит к тюремному окну и ведет переговоры с Федосеевым, причем он бросает ей камушки с записками".

Суд да дело, а Мария Германовна добилась таки выпуска Федосеева под залог. Всего полтора месяца пробыл он за стенами тюрьмы. И в эти несколько недель они наконец наплевали на предрассудки и объявили себя женихом и невестой. Чтоб при возможной ссылке их не смогли разлучить, пошли в храм венчаться. А там потребовали справки о "благонадежности". Мария Германовна стала хлопотать через Синод.
Властям это не понравилось: оперативно назначили суд и выслали Федосеева в Вологодскую губернию в город Сольвычегодск. Гопфенгауз следовать за ним запретили - не жена.

Мария Германовна тут же налаживает связь с вологодскими ячейками, организует правильную конспиративную переписку. Умудряется даже опубликовать в печати несколько статей Федосеева. И продолжает биться с Синодом.
Летом 1895 года она добивается разрешения поехать в Сольвычегодск для заключения брака с "ссыльным Н.Е. Федосеевым", собирается в дорогу. Собралась - внезапный обыск. Жандармы находят письма Федосеева. Марию Германовну обвиняют в создании нелегальной марксистской организации во Владимире "под руководством Н.Е. Федосеева". Ее арестовывают и сажают во Владимирскую тюрьму.
Федосеева арестовывают в Сольвычегодске и привозят для следствия во Владимир. Перекрестные допросы и заседания в суде дарят ему и Марии Германовне короткие минуты радости встречи. Они видят друг друга в последний раз.
Это ее тюремное фото и краткая биография Марии Германовны, написанная тюремным чиновником на обороте. Именно такой ее в последний раз и видел Федосеев



По приговору суда, Николая Федосеева выслали в Восточную Сибирь в г. Верхоленск в поселение на выбор местного начальства. Марию Гопфенгауз выслали на жительство в Архангельскую губернию в город Шенкурск. Обвенчаться в тюремной церкви им отказали "в виду разницы в летах".

По пути в ссылку Федосееву не повезло дважды. Сначала он попал в этап с духоборами, которых гнали с Кавказа в Сибирь. Православные казаки конвоя над ними всячески издевались и били. Федосеев вступился - стали бить и его.
На последнем этапе перед Красноярском его наконец присоединили к другим политическим - одесским марксистам во главе с Юхоцким. Себя одесситы считали авторитетами, а задохлика Федосеева во грош не ставили. На перегоне вызвали его на спор по "Капиталу". Федосеев, обрадовавшись случаю, их размазал. Юхоцкий не простил.
В Красноярске на перрон прибежал Ленин, чтоб хоть глазком взглянуть на своего учителя. Ленина одесситы знали и им очень не понравилось, что на них он внимания вообще не обратил. Ленину удалось передать Федосееву немного денег.
В Верхоленске Федосеева поселили вместе с одесситами. Те стали его травить, утверждать что он присвоил партийные деньги. Отказались с ним жить в одной избе и рвали его письма. Николай Федосеев издергался, стал голодать. Посылки до него не доходили и он сильно износился. Травля продолжалась целый год. 21 июня 1898 года Николай Федосеев ушел в тайгу и застрелился.

А всего за меся до этого, Мария Германовна добилась наконец разрешения ехать в Верхоленск. В июле получила официальное разрешение. 18 июля жандармский чиновник сообщил ей, что "ссыльный Федосеев покончил с собой". В тот же вечер она пустила себе пулю в лоб.

О жизни Н.Е. Федосеева рекомендую книгу: М. А. Новоселов, «Николай Евграфович Федосеев» Изд-во «Просвещение», М., 1969 г. - есть в сети.
При Марию Гопфенгауз очень теплая статья в "Советские архивы", 1967 "Связная В.И. Ленина и Н.Е. Федосеева".


  • 1
Концовка грустная...
И это...Всего несколькими штрихами показана серьезнейшая разница подходов к марксистскому учению у "южно-русских" и "северных" последователей

Менталитет да.. недаром на юге больше анархизм прижился.

Re: Да уж. (Anonymous) Expand
Re: а именно? (Anonymous) Expand
Re: а именно? (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
Одесские марксисты как предтеча майдаунов

то что вы путаете левых марксистов с правыми майдаунами, это видимо наследственное

Тогда уж, скорее, марксистов-гриль из Дома профсоюзов.

какие слабенькие и поганенькие "революционеры" были. )))
мельчайшие проблемы - и суицид сразу. )))
царские власти к этой сволочи были добры, как кот Леопольд, что РИ и сгубило.
надо было эту сволочь - поголовно стрелять, вешать, да на Колыму навечно ссылать.

>>>Николай Федосеев издергался, стал голодать. Посылки до него не доходили и он сильно износился.>>>

работать точно не пытался. ))))))))))
и вот такая мразь, ЧТО ОДНОГО СЕБЯ ПРОКОРМИТЬ НЕ МОЖЕТ - лезла решать судьбы народа.
марксист, секта хули, пусть шудры работают.
Маркс, кретин, тоже кстати всю жизнь на щедрые подачки жил, заработать, дегенерат, не умел, как и тратить тоже.

Вас кинуть в тайгу, Вы конечно через год будете пальмы сажать?

Борис Бажанов, бывший секретарь Сталина, жжёт:

"Сказать правду, чем больше я углубляюсь в марксистскую теорию,
тем более меня тошнит от этой галиматьи, помпезно выдаваемой за
экономическую науку. Приходится все же во всем этом разобраться.
Начиная от Адама Смита, который во второй половине XVIII века,
обуреваемый наилучшими намерениями, попытался найти научные основы
экономической науки. Попытка была и преждевременна, и порочна.
Преждевременна, потому что только определялись методы точных наук и
рано было пытаться их применить к такой сложной и твердой сфере, как
область экономических явлений; порочна, потому что отнюдь не эти
методы точных наук приложил Смит к анализу изучаемых экономических
явлений; а методологию современной немецкой идеалистической философии,
диалектику, ноумены и феномены и все прочее, из чего никакого научного
познания экономики и возникнуть не могло. Из этого философского вздора
родил Смит теорию трудовой стоимости, неверное и грубое детище
немецких философских концепций. Чем определяется цена товаров? Искать
реальные причины и следствия - не философский подход. Цена - это
феномен. Это - стоимость. Ею и следует заниматься. А она определяется
трудом, физическим трудом, затраченным на производстве товара
("позвольте, возразили трезвые наблюдатели, это неверно; вот тысяча
примеров, когда это не так; а машина, которая производит такую же
работу; а цена алмаза, найденного без всякого труда на берегу моря; и
т. д."). Смит поправился: стоимость определяется не простым трудом, а
средним общественно необходимым трудом. Эта теория, претендовавшая на
научность и бывшая абсолютно ложной, была замечательная в одном
отношении: она показала, скольких миллионов человеческих жизней может
стоить неудачное произведение человеческого ума. Потому что рожденный
Адамом Смитом ублюдок начал жить собственной теоретической жизнью. За
Смитом пришел Рикардо и сделал из смитовской теории все логические
выводы: раз только физический труд, только рабочий создает ценности,
то как может образоваться капитал? Ясно, что капиталист платит
рабочему не полную плату за произведенное рабочим, а часть утаивает
(прибавочная стоимость); накопление этой утаенной уворованной части и
создаст капитал. Следовательно, провозгласил Карл Маркс, каждый
капиталист - вор и мошенник, и всякий капитал - богатство, уворованное
и награбленное у рабочих. И пролетарии всех стран должны соединиться,
чтобы отобрать силой то, что у них уворовано.
На первый взгляд даже странно, как эта галиматья может считаться
чем-то научным. По ней только движения рук рабочего создают ценности,
полезные вещи, товары и двигают экономику. А работа ученого, работа
изобретателя, работа инженера-техника, работа организатора
предприятия? Это - работа не руками, а головным мозгом. Она ничего не
создает, не играет никакой роли? Но руки у людей были всегда, между
тем гигантское развитие благосостояния обществ и масс было достигнуто
только тогда, когда мозги ученых и техников нашли, как надо двигать
руками, да и машинами, чтобы достигнуть неизмеримо лучших результатов.
Между тем, по Марксу, если вы не двигаете руками, вы вор и паразит.
Какая все это жалкая чепуха. Как все опрокинуто вверх ногами в этом
вздоре, который претендует на научность.
А между тем марксизм оказался фактором огромной силы в жизни
нашего общества. Тут опять надо вспомнить гениальные формулы Лебона:
"Разум создает познание, чувства движут историю". Марксистская теория,
ничтожная для понимания экономической жизни, оказалась динамитом в
эмоциональном отношении. Сказать всем бедным и обездоленным: вы бедны,
вы нищи и вы несчастны потому, что вас обокрал и продолжает
обкрадывать богатый, это - зажечь мировой пожар, возбудить такую
зависть и такую ненависть, какую не залить и морем крови. Марксизм -
ложь, но ложь необычайной взрывчатой силы. Вот на этом камне и
воздвигнул Ленин свою "церковь" - в России." (с)

Между тем, по Марксу, если вы не двигаете руками, вы вор и паразит.

Это отсебятина, этого он не утверждал

> На перегоне вызвали его на спор по "Капиталу"
Сейчас говорят батл :-)

Во Владимире есть памятная доска (вроде не убрали ещё) о визите Ленина.
http://rozamira.ucoz.ru/_ph/24/707982023.jpg

Да, он приезжал, когда Федосеева собирались выпустить под залог. Но не дождался.

Царствие небесное.
Испытываю некоторое удовольствие от формирования реальности.
Основа марксизма - подлость. Человек, распространяющий подлость - совершает нравственное самоубийство, даже если изначально действовал из благих побуждений. Самоубийство - правильный финал.

Это если конечно верить официальной истории. Но судя по биографии это был человечек не простой и идейностью не баловался. Работал профессионально.

О, как забавно

(Anonymous)
А в чем же по вашему подлость в основе марксизма, позвольте полюбопытствовать?

  • 1