В обращении говорилось, что в России бедствуют и пропадают с голоду несколько тысяч албанцев, которые проживают преимущественно вдоль Транссибирской железной дороги. Все они, до Мировой войны, занимались содержанием привокзальных ларьков и продажей воды и восточных сладостей. Половину своих доходов они отправляли родственникам в Албанию. Ныне они все лишены заработка и пропадают. Комитет просит о свободном выезде албанцев на родину.
В ответ наши честно, почти два месяца, пытались найти албанцев в России. Никого не нашли. Разослали запросы по железной дороге - довоенные албанские коммуны возле станций вызвали там легкое недоумение. Запросили сам Комитет: откуда данные? Комитет ответить затруднился.
В итоге, 31 января 1922 года, дали указание Красину заявить представителям Комитета, что буде объявятся албанцы, желающие выехать из РСФСР, то никаких препятствий им чиниться не будет.
ДВП СССР, том 5, с.73.
И что это было? Кто тупил? Или провокация неудачная была? Про албанские ларьки слышу впервые, но это, разумеется, не показатель.