?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Белые югославы развенчивают миф о китайцах в РККА.
d_clarence
Как известно, Добровольческий корпус сербов, хорватов и словенцев раскололся после октября 1917-го на две непримиримые части. Та, которая стала топить за белых, создала в Челябинске Временный югославянский народный комитет в России (ВЮНК). Без денег и еды заниматься политикой грустно, поэтому ВЮНК пошел просить денег у Колчака. Колчак, не будь идиотом, потребовал сначала дать ему сведения о численности и моральном духе подконтрольных ВЮНК частей. Ему предоставили записку, составленную санитарным капитаном первого класса Драгутином Костичем от 29 января 1919 года.
Костич указал наличие 7.655 активных бойцов, раскиданных от Саратова до Владивостока. Саратов особо доставил Сан Василичу, ибо находился он под контролем красных. Колчак вычеркнул из записки саратовский отряд унтер-офицера Радаковича в 700 штыков, а в остальном документ одобрил и приказал составить смету.
В документе, в части "морального духа" отрядов ВЮНК, черным по белому говорилось:
"Каждый наш солдат охотно дрался с большевиками, так как в большевистской армии 70 процентов венгров, 20 процентов немцев и 10 процентов русских. Борьбу с большевиками наши солдаты рассматривали как войну против Австрии. Немцев и венгров убивали, а русских жалели".

Шах, как говорится, и мат.

Цит. по: Никола Б. Попович. "Одиссея от Одессы до Красноярска...". Сербы в Сибири в 1919-1921 гг.//Славянский альманах 2003, М., 2004, с.191.


  • 1
(Deleted comment)
Чехословаков и среди красных порядочно было. А у венгров выбора особо не было

Говорить о "чехословаках", применительно к тому времени, наверное, анахронизм. Словакия всегда принадлежала Венгрии, а венгерское королевство было несколько обособлено в империи Габсбургов. Если говорить о воинских соединениях, то словаки, скорее всего, служили совместно с венграми.

Ну, разделяли в а-в армии, а в России они как раз объединялись. Ну и сами себя называли чехо-словаками, чехослованами и проч.

Я, как раз, ничего толком об этом не знаю.

Я не про термин, его использование очевидно. Интересен всё-таки реальный механизм объединения, именно в то время, ДО создания Чехословакии. К слову, относительно ВЮНК тоже. Хорваты и сербы и в те времена имели некоторые контры друг с другом ...

Вот в той же статье автор пишет, что с хорватами как раз норм все было, были проблемы у всех с боснийцами. Правда не уточняет. И проблема была классовая - сербские офицеры почти поголовно за белых, а солдатская масса за красных. У хорватских офицеров еще тараканы насчет подданства были.
По чехословакам,их, имхо, еще в 1916 году стали объединять, при сколачивании корпуса, как близкородственные народы. Плюс из словаков очень мало офицеров было, у них венгры, в основном, командные должности занимали.

== сербские офицеры почти поголовно за белых

Это очевидно, тут критерий - Брестский мир. Сербская элита всё сделала, чтобы Николай вписался за них в 1914 и рассматривала последующие события определённым образом.

== из словаков очень мало офицеров было

Вот и я думаю, что словаков особо не спрашивали.

С чехами и словаками вобщем все просто - Массарик активно продвигал концепцию единой чехословацкой нации задолго до. Его наши поддерживали (ЕМНИП от правых до левых, кадеты и левее вообще с ним корешились, потом Чехословакия была главным центром социалистической эмиграции).
Собственно корпус создавался именно как Чехо-словацкий.
Так что или с венграми на зоне или вместе в "армии в изгнании".

Сборник документов выходил любопытный - не знаю издали второй том или нет.
Чешско-Словацкий (Чехословацкий) корпус. 1914–1920. Документы и материалы. Том 1. Чешско-словацкие воинские формирования в России. 1914–1917 гг.– М.: Новалис, 2013. – 1016 с. – илл.

Спасибо. В Масарике я уверен :), как и в мотивах создания корпуса именно под эту концепцию. Заинтересовало, как к этому относились среднестатистические пленные словаки. Неожиданно для себя осознал, что ничего об этом не знаю ...

(Deleted comment)
Немцев и венгров выпускали по условиям брестского мира, а белые его не признавали и снова в лагеря сажали. Плюсом белочехи их расстреливали только влет. Да и казаки мародерствовали. Плохо им, короче.

Я что-то не понял, китайцев в Красной Армии не было совсем, совсем, совсем? :)))

Даже полпроцента не оставили )

  • 1