https://d-clarence.livejournal.com/215565.html
https://d-clarence.livejournal.com/216011.html
https://d-clarence.livejournal.com/216495.html
https://d-clarence.livejournal.com/217296.html
https://d-clarence.livejournal.com/218363.html
https://d-clarence.livejournal.com/218536.html
https://d-clarence.livejournal.com/218928.html
Глава седьмая. Победа.
Утром 12 ноября газеты вышли с короткой заметкой о казни: "При осмотре тел врачи обнаружили, что шеи ни одного из четырех анархистов не были сломаны. Все четверо умерли от удушения. Они умерли достойно" (Avrich, The Haymarket Tragedy, стр. 392).
За телами для предания земле пришли 25.000 рабочих. Гробы пронесли через весь Чикаго на немецкое кладбище "Waldheim" ("Forest Park"), где состоялся митинг
Кладбище было оцеплено полицией и солдатами нацгвардии. Говорить ни у кого не получалось - стоял ком в горле. С призывами и криками брани никто не выступал - не хотели кровопролития из-за пришедших женщин и детей. Преодолев растерянность, к могиле вышел адвокат казненных Уилл Блэк и сказал:
"Я любил этих людей. Я познакомился с ними в дни тяжких испытаний и душевных мучений. С течением времени я убедился, что жизнь этих людей, с которыми я часто беседовал, свидетельствуют об их любви к народу, об их терпении, благородстве и отваге".
В звенящей тишине, герой 37-го Иллинойского, кавалер Медали Почёта за битву при Пи Ридж, снял шляпу и добавил: "Мы их не забудем, а дело не оставим".
Тогда же, при прощании, в толпе впервые раздалось: "Это мученики! Это наши мученики!".
О деле и казни узнали во всем мире (в РИ процесс подробно освещала питерская газета "Неделя"). В глазах мировой общественности рабочее движение приобрело легитимность - за права было уплачено кровью. И не просто уплачено, а уплачено осознанно. В мире не то чтобы перестали душить рабочее движение (и разгоняли, и сажали, и стреляли, и вешали только в путь, даже в "цивилизованных" странах), но требование 8-часового дня в большинстве стран (только не в РИ) было признано "законным". В 1890 году "маевки" становятся регулярными, их проводят все уважающие себя рабочие, социалистические и революционные организации. Ходить на "маевки" становится модно.
Наступил 8-часовой рабочий день не сразу и не везде, но повсеместное его введение и законодательное признание стали делом времени.
В Австралии и Новой Зеландии промышленники и фабриканты впервые в мире стали добровольно его вводить на предприятиях уже в 1886 году. Контингент там был похожий, нравы проще, а полиции меньше, и хозяева играли на опережение. Вводя 8-часовой день и давая элементарные социальные гарантии рабочим, хозяева получали неожиданный бонус. Суть его была проста:
- на фирму, где есть 8-часовой день, профсоюз и минимальная защищенность, пытается устроиться больше рабочих, значительно больше. Следовательно
- есть возможность отбирать только лучших и переманивать у конкурентов профессионалов, не тратя на это ни пенса. Отбор становится жестким и
- растет производительность труда;
- позволяет на этом зарабатывать (!) - появляются полноценные кадровые и рекрутинговые агенства в современном смысле этого слова, которые сшибают бабки с работяг, помогая им составить резюме и за доп. плату скидывая информацию о вакансиях.
Передовой опыт перенимают японская фирма "Кавасаки" и метрополия. В Лондоне с 1884 года существует Лига Борьбы за 8-часовой рабочий день и теперь Лига начинает продвигать пример колоний. За тему берутся экономические теоретики и обоснование 8-часового рабочего дня получает не только коммунистическую трактовку, но и попадает в идеологию "продвинутого" капитализма. Инициативы по введению 8-часового рабочего дня стали все чаще поступать "сверху".
Движение это, однако, не было массовым и использовалось, по большей части, как метод конкурентной борьбы. Необходимо было, как говорили еще ирландские угольщики в 1835 году, законодательное закрепление.
К 1890-1900-м годам сложилось примерно такое положение вещей: если рабочие не хотели разгона демонстрации, то выдвигали требование 8-часового рабочего дня - это, типа, законно. А поводов для забастовок не убавилось - просто теперь о них заявляли косвенно. Простейшим инструментом борьбы с явлением было обещание предоставить 8-часовой день, после чего работягам завинчивали гайки по самое а-я-яй. Проблему такой способ решал только формально, напряжение росло. Очень скоро тенденцию уловили политики и стали вовсю использовать рабочие "законные" лозунги для предвыборной агитации. Теодор Рузвельт, между прочим, переизбрался на второй срок в немалой доли благодаря обещанию законодательно ввести в стране 8-часовой рабочий день.
К началу 20 века в парламентах большинства стран лежали законодательные инициативы по фиксированному рабочему времени, которые то выдвигали, то задвигали.
Опередил всех... Уругвай! 8-часовой рабочий день ввело в стране правительство Хосе Пабло Торквато Батлье-и-Ордоньеса в ноябре 1915 года
Не пролив ни капли рабочей крови и получив мощный приток в Монтевидео профессионалов из разных стран света.
В США же пришли через бойню 1912 года в Лоренсе, штат Массачусетс, где на предприятиях ввели фиксированный рабочий день, поставив современное оборудование и выкинув на улицу большинство рабочих. Прибывшие для разгона демонстрации войска устроили кровавую баню
(подробнее здесь: https://en.wikipedia.org/wiki/1912_Lawrence_textile_strike),
и забастовки рабочих оборонных предприятий с началом Первой мировой войны.
Напряженное до предела общественное мнение и многомиллионные убытки заставили правительство вытащить законопроект, обещанный народу Рузвельтом в 1904 году. В сентябре 1916 года был принят Adamson Act, который вводил в стране 8-часовой день и сверх того, гарантировал выплаты за сверхурочные часы (в первую очередь для железнодорожников).
В России 8-часовой день победил вместе с Октябрьской революцией год спустя.
Революция же, только Ноябрьская 1918 года, подарила 8-часовой день Германии.
В 1919 начался победный марш 8-часового рабочего дня по планете (в Мексике, правда, 8-часовой день день ввели как и в России - в 1917 году, на волне очередной гражданской войны, что характерно).
Заключение. Память.
В 1889 году, в честь "героев законности", власти Чикаго, в лучших традициях РВИО, установили на Хеймаркет памятник полицейскому, идею которого нагло украл Питер Джексон
Памятник немедленно подвергся надругательствам, а потом его просто свалили и разнесли. Мэрия не поняла, памятник собрали по кусочкам, склеили и снова поставили - расфигачили кувалдами. Починили и снова поставили - зацепили цепями и снесли. Много раз обливали краской, рисовали непотребства, а потом и вовсе взорвали.
В конце-концов, замучившись ремонтировать, власти перенесли памятник в здание полицейского управления Чикаго и установили его в коридоре сыскного департамента.
В 1893 году губернатором Иллинойса был избран демократ Джон Алтгелд.
Выиграл он на колоссальной волне ненависти к республиканской партии. Своим избирателям он обещал справедливое расследование "процесса над чикагскими мучениками". И слово свое сдержал. Расследование было публичным, все новые сведения публиковались в прессе. Каждое новое разоблачение приводило в неистовство рабочих и общественность. Как тонкий политик, Алтгелд нашел способ снять напряжение и заработать политические очки - 26 июня 1893 года он объявил амнистию Филдену, Швабу и Неебе.
Шваб подхватил в камере туберкулез и нервное расстройство (ему было объявлено о помиловании за несколько часов до казни, когда он уже раскаялся, что "смалодушничал"). Какое-то время пытался работать печатником, но болезни быстро свели его в могилу. Скончался он в 1896 году и похоронен вместе со своими товарищами.
Неебе женился на женщине, которую любил и которая ждала его все это время. Ушел с головой в профсоюзное движение, стоял у истоков крупнейшей организации "Индустриальные рабочие мира". Скончался в 1916 году, похоронен с почестями рядом со своими товарищами. Его внук дал замечательное интервью для доументального фильма о Хеймаркете
Филден так и не смог простить себе "малодушия" - он уехал в Колорадо, где прожил отшельником в маленькой лесной хижине. Умер в 1922 году.
А днем раньше, 25 июня, в Чикаго был открыт памятник на могиле Парсонса, Шписа, Фишера и Энгеля. На церемонии присутствовало 8.000 человек. Памятник был укрыт национальным флагом и флагами рабочих союзов, Рыцарей Труда и АФТ. На церемонии выступил известный американский писатель Уильям Хоулесс со словами:
"Наша свободная Республика казнила четырех человек за их убеждения. Дело свершилось, но впереди приговор истории - приговор, который выносится неотвратимо по каждому злодеянию и живет вечно".
Автор памятника Альберт Вайнер. На постаменте начертаны последние слова Августа Шписа: "Придет время, когда наше молчание будет сильнее голосов, которые вы сегодня душите!"
Люси Парсонс прожила долгую жизнь уважаемого и почитаемого борца за права обездоленных. Также стояла у истоков "Индустриальных рабочих мира", была одной из самых известных феминисток в Америке. В 1939 году вступила в Коммунистическую партию США. Погибла в результате несчастного случая в 1942 году в возрасте 89 лет.
Теренс Паудерли радикально реформировал Орден Рыцарей Труда. Были вычещены все случайные люди и масоны, был принят новый устав, контакты с капиталистами ограничены только деловыми. В результате реформ, Орден сократился до 20.000 человек, но это была сила. Рыцари продолжали закрывать собой демонстрации, работали с профсоюзами, открывали кухни для детей бастующих рабочих,. В 1921-22 году рыцари участвовали в сборе помощи для нас с вами.
Прошедшие годы не стерли из памяти имена Альберта Парсонса, Августа Шписа, Адольфа Фишера, Георга Энгеля, Луи Линга, Микаэля Шваба, Сэмюэля Филдена и Оскара Неебе - памятник им и сейчас стоит на месте и пользуется почетом и уважением. Но лучшим памятником чикагским мучеником стал 1 Мая - день международной солидарности трудящихся всего мира.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →