После освобождения Симбирска в боях 8-17 сентября 1918 года красные стали сосредотачивать силы для взятия Сызрани - ключа к Самаре и волжскому судоходству. Наступление велось силами Пензенской и Инзенской дивизий.
Учитывая значение Сызрани, белогвардейское и белочешское командование укрепило район ее сильными круговыми оборонительными сооружениями, и особенно сильно был укреплен мост через Волгу. Для обороны района Сызрани противник сосредоточил здесь до 7 тысяч пехоты, 1500-2000 конницы (казаков), имея 35 орудий и около 150 пулеметов. Таким образом, чтобы сломить оборону противника, красным надо было иметь по меньшей мере тройное над ним превосходство (Н.И. Корицкий. "Разгром белых под Сызранью и Самарой").
Красные наступали со стороны Кузнецка и Инзы. Общее командование осуществлял Михаил Тухачевский
21 сентября Пензенская дивизия, ведя ожесточенные встречные бои, вышла на рубеж Лава-Монастырский Сунгур и захватила кусок железной дороги. Инзенцы вышли на линию Чекалино -Дворянское. Проблемы начались сразу же.
Белые, не будь дураками, вынесли далеко вперед оборонительные пункты, связав их в узлы: на возвышенностях были вырыты окопы и огорожены колючей проволокой, подступы и открытые пространства были пристреляны чехословацкой артиллерией. Каждый оборонительный пункт был морально укреплен белыми офицерами и юнкерами. За каждый такой пункт разгоралась ожесточенная борьба и красные несли ощутимые потери.
Тем не менее, 23 сентября инзенцы прорвали оборону и вышли к деревни Шереметьево, где их сначала прижала к земле шрапнельным огнем батарея чехов, а потом контратаковали юнкера. В критический момент боя начдив Ян Янович Лацис
лично возглавил контратаку во главе батальона финских интернационалистов. Финны ударили наступающим юнкерам в левый фланг и отбросили их на исходные к станции Балашейка. После чего построились в каре и отбили две кавалерийские атаки казаков. Бой закончился вничью, дивизия выдохлась и перешла к обороне.
Пензенская дивизия вышла к Хавлынску и сбивая заслоны пошла на выручку инзенцам.
Тухачевский понял, что теряет время, которое работает на белых. Он отдает приказ Гаю пройти по правому берегу Волги и ударить на Батраки, чтобы отрезать белых от моста через Волгу. Но Гай идти не может - "Железная дивизия" измотана и крайне утомлена в боях за Симбирск. Тухачевского это не устраивает. Он получает под свое командование части Волжской флотилии и приказывает им доставить "Железную дивизию" на исходные рубежи для атаки Батраков. 24 сентября Гай получает жесткий и категоричный приказ выступать. 25 сентября, оставив в Симбирске и Сенгилее небольшие гарнизоны из легкораненых, Гай грузится на транспортные пароходы Волжской флотили и идет вниз по Волге. Параллельно по берегу идет кавбригада дивизии.
Вооруженные суда белых встречают флотилию и кораблям охранения приходится с боем отгонять их.
27 сентября вечером пароходы с десантом подходят наконец к селам Новодевичье и Климовка (Шигонский район). Села сильно укреплены, за Климовкой расположена на закрытых позициях батарея белых. На возвышенностях и на колокольне церкви села Новодевичье оборудованы пулеметные гнезда.
Берег простреливается с флангов, укрыться негде:
У Гая закончился провиант, положение под Сызранью отчаянное, приказ Тухачевского в силе - красные принимают решение атаковать.
На рассвете 28 сентября 1918 года пароходы с десантом на полном ходу пошли к берегу. Основные силы были брошены на Новодевичье, где берег позволял пристать. На Климовку, в отвлекающую атаку, пошел 1-й Симбирский полк.
С трехсот метров до береговой линии суда встретил ураганный огонь белых. Пароходы врезались в дно у берега, красноармейцы спрыгивали и прижимались к бортам, спасаясь от убийственного ливня. Нескольким ротам удалось добежать, оставляя на берегу раненых и убитых, до крайних изб и хоть как-то отвлечь пулеметчиков противника. Артиллерия белых открыла огонь и суда красных стали в панике отваливать от берега. Наступил кромешный ад или, выражаясь по-военному, критический момент боя.
В это время, 1-й Симбирский полк сделал невозможное. Берег у Климовки вот такой
и красные особо не рассчитывали на какой-то успех на этом участке.
Однако, понеся потери при подходе к берегу, полк попал в мертвую зону под речными обрывами. Часть бойцов вскарабкалась по ними и закидала пулеметные гнезда гранатами, другая часть смогла пройти оврагами к центру села. Противник не выдержал удара и побежал. Батарея белых была оставлена и прекратила огонь.
В это же время в левый фланг белых у Новодевичьего врезался подоспевший кавдивизион "Победа" и посеял панику. Красные части перешли в общее наступление и выбили белых из села.
После короткой передышки, "Железная дивизия" обрушилась на оборону белых у Батраков и взяла станцию 2 октября, отрезав белых защитников Сызрани от подкреплений и дав Инзенской и Пензенской дивизиям без особых проблем выполнить задачу.
В Новодевичьем и сейчас стоит памятник на месте братской могилы павших в том десанте красноармейцев
А "Железная дивизия" неспроста получила свое знамя от самарских рабочих
О том десанте вспоминают в своих мемуарах и воспоминаниях Гай и Корицкий. Есть воспоминания рядовых бойцов в книжках о Железной дивизии и в куйбышевском сборнике "Были пламенных лет. Рассказывают участники Гражданской войны в Самарской губернии", Куйбышев, 1963.
В десанте на Новодевичье принимал участие Дьюла Варга.