d_clarence (d_clarence) wrote,
d_clarence
d_clarence

Categories:

Несколько слов о вооруженной охране

"Вези скорее, без проволочек!
Зорко и честно охраняй доверенные тебе драгоценные грузы!
Не забудь - ты везешь жизнь миллионам людей!"


Эпиграфом взят лозунг комендантов поездов.
До прибытия иностранной помощи работа по охране грузов на транспорте уже худо-бедно велась. 14 июля 1921 года Ленин подписал постановление СНК об охране продмаршрутов. На все про все выделялось 450 милиционеров для сопровождения поездов прибывающих в Москву. На местах же, вся ответственность возлагалась на командование военных округов (протокол № 730 заседания Малого СНК).
Согласно рижскому договору с АРА и, впоследствии, договорам с другими иностранными организациями, Советское Правительство признавалось ответственным за всякие пропажи и кражи в пути и обязывалось возмещать всю недостачу: АРА в американских долларах, Англии в фунтах стерлингов, всем прочим в швейцарских франках.
Вот теперь все стало серьезно.

Для доставки грузов только с пяти первых пароходов АРА требовалось 200 паровозов и 8.000 вагонов. Грузы, прибывающие только в один порт Новороссийска требовали 20 поездов в 40 вагонов ежемесячно.
Было проведено совместное заседание Политбюро, Армии и ВЧК. Положение было отчаянное - большинство боеспособных армейских частей занято борьбой с бандитизмом. Многие гарнизонные части были малонадежными - дезертирство носило массовый характер. Части ВЧК-ГПУ находились на стадии формирования. Подсчитали, что для регулярной охраны грузов требуется 5.200 штыков. Армия выставляла 2,3 и 6-ю учебно-кадровую бригаду, 35 бригаду Московского Военного Округа, ВЧК выставляла 1.000 штыков, из которых впоследствии сформировали 11-й и 1-й полк ГПУ. Для того, чтобы заинтересовать красноармейцев в охране грузов, постановили выдавать им дополнительный полевой паек. Кроме того, Армия обязывалась предоставить 5.000 пар валенок.
На Украине охрану грузов поручили Богунской бригаде.
Для охраны грузов на таможенных пунктах выделили 105 краскомов из Торжской Военно-Железнодорожной школы.
Охрана складов в крупных городах возлагалась на части гарнизона. Сторожей для небольших сельских складов иностранцы нанимали сами.
Охрана продмаршрута выглядела так: комендант поезда (он же начальник продмаршрута) и 3-5 человек в его распоряжении из названных частей, к которым придается 12 штыков от военных округов, через которые пролегает маршрут. Коменданты набирались из школы командных курсов.
Это в идеале.
20150702_135950.jpg
На деле же солдат часто катастрофически не хватало. Вынуждены были заново призывать уже демобилизованных. А ведь их тоже нужно одеть и вооружить!
Помните вот эту фотографию?
20150702_143323.jpg
Это демобилизованный красноармеец заново призванный Приволжским Военным Округом для охраны грузов в Самарской губернии. Это не шутка, не фейк, не единичный случай:
Докладная Лашевича - нач. охраны Московско-Казанской ж.д. ГАКО 2058,I, 971, л. 337
"Караул в количестве 35 человек, находящийся при АРА совершенно разут и раздет. Прошу принять меры, чтобы одеть их. Доходит до того, что караульные крадут одеяла, чтобы спастись от холода. Считаю подобные явления недопустимыми перед иностранными организациями."
Вооружены такие наспех сформированные подразделения были тоже кое-как. Так, например, для охраны столовых АРА в Балаково ПРИВО выделил "14 винтовок системы "Бердана" и 14 штыков к ним без патронов".
Хорошо подобранная команда действовала надежно и эффективно. Для примера как здесь: http://d-clarence.livejournal.com/14411.html
Эффективны были и "летучие отряды" - это временно сформированные небольшие отряды под командованием либо агента ГПУ, либо кадрового командира РКК, которые действовали вроде группы немедленного реагирования.
На деле отборных частей часто не хватало и коменданту приходилось целиком полагаться на команду предоставленную военным округом.
Путешествие с такое охраной выглядело примерно так:
Рапорт коменданта Былькова Н.И. от 15 ноября 1922
"18 окт. 22 был командирован в Одессу доставить груз в адрес Одесского отделения (из Москвы - d_clarence). Приняв поезд, охрана которого состояла из 6 человек, я отправился по назначению. На ст. Угрешной я остановился для смены паровоза. Расставив у поезда караул, я пошел к начальнику станции требовать скорейшей отправки. При возвращении я обнаружил, что один из охранников Кашкин Михаил сбежал. Охранники сказали мне, что сбежал он из-за необорудованной теплушки и если я не добуду печку, то все они тоже сбегут. Я обещал им купить печку, что и сделал на станции Малоярославец.
Доехав до станции Брянск в вагоне № 486212 сломалась шейка оси. Для его охраны я оставил красноармейца Плюхина, который со слезами просил не оставлять его и остался только после долгих убеждений и угроз.
Таким образом у меня осталось 4 охранника с берданками по 5 шт. патронов, но один из охранников - Глаголев не умеет стрелять. Доехав до станции Бирзул, я приказал охране строго следить за поездом, потому что это неблагополучный район. На перегоне Чубовка-Мардаровка ночью, во время тихого хода, из леса приблизительно 25 человек вышли к поезду, по которым я приказал охране стрелять, тогда они бросились в кусты. Один из них все же вскочил на буфер вагона № 588503. Я снова приказал охране стрелять и он был убит.
Доехав до станции Одесса-Товарная, я строго предупредил охрану, что здесь имеет место быть массовое хищение грузов. Ночью, при проверки постов, я обнаружил, что вагон № 67011 вскрыт, а караульный Глаголев самовольно ушел в теплушку. Составив прилагаемый акт, я предал Глаголева начальнику оперпункта".
То есть хоть и с происшествиями, но везли. Грузы АРА, ШКК, Англии, Франции старались охранять по полной программе. С остальными приходилось идти на риск. Ключевой фигурой всегда был комендант продмаршрута, без которого поезд не имел права тронуться. Комендант ни при каких обстоятельствах не имел права бросить или остановить поезд.
Бывало даже вот так:
Рапорт коменданта продмаршрута И.П. Межинского.
"5 ноября 1922 принял продмаршрут от ст. Бойня до Симферополя. На пролете от Харькова до ст. Марефы были вскрыты три вагона. На ст. Марефы вагоны отцеплены для проверки груза. Эти вагоны были вскрыты бандитами, с которыми я вступил в перестрелку. Охрана и кондукторы разбежались и я остался один. На ст. Марефа агента ГПУ не оказалось, т.к. он отравился ловить бандитов (тоже один! - d_clarence). Всю дорогу я ехал без теплушки на тормозе. Если в будущем не будет предоставлена теплушка и хотя-бы 3-4 надежных красноармейца, то я буду вынужден просить о переводе меня на другу работу, т.к. при таких условиях работать невозможно."
Заболевания, особенно воспаление легких, были постоянными спутниками комендантов. Для них даже организовали специальный госпиталь имени Интернационала в Самаре.
Поражения тоже случались. Так 23 января на перегоне Знаменка-Кременчуг был разбит поезд Комитета Сербов, Хорватов и Словенцев Помощи Голодающим. Охрана частью перебита, частью разбежалась, работники комитета частью убиты, частью сильно избиты и изувечены. Похищено полтора триллиона рублей, 38.000 американских доллара, с руководителя Комитета профессора Георгия Джорджевича снята шуба и револьвер "Кольт".
Иностранцы, особенно американцы, часто боялись положиться только на коменданта и тогда случались пробки не из-за плохого состояния путей или вагонов, а из-за ожидания войск. Так 10 июня 1922 на ст. Бойня образовался заторов из 572 вагонов АРА - ждали когда освободятся части ГПУ. Во время простоя несколько вагонов было разграблено. Так как американцы все равно отказывались тронуться в путь, начальник летучего отряда Керенкивич, следователь ГПУ Лензиан, агент ГПУ Миронов и комендант продмаршрута Смирнов вчетвером отправились ловить бандитов. Ими было задержано 45 преступников и возвращено АРА 100 пудов сахара, 90 пудов какао и сухого молока, медикаменты, костюмы и одеяла.
Собственно подвигов было совершено много, комендантам иногда приходилось идти и на самопожертвование. Награждали же их просто - деньгами, на которые все равно ничего не купишь. Ландер (зам Дзержинского по вопросу охраны грузов) даже обратился в ЦК с просьбой награждать сотрудников чем-нибудь полезным - если уже не продовольствием, то хотя бы часами. На что получил прекраснейший ответ О. Каменевой (председатель ЦК Последгола): "ЦК средств на такие материальные поддержки не имеет, к сожалению. Моральную поддержку - пожалуйста".
Ну все как всегда.
Чем была вооружена охрана. Описания крайне скупы. Кадровые части вооружены винтовкам мосина со штыками и "револьверами", причем под словом "револьвер" мог пониматься любой пистолет. "Пулеметы" тоже иногда упоминаются на вооружении летучих отрядов. Упоминания гранат не встречал.
Тоже всегда буду рад ссылкам на любые интересные источники.
Использованы материалы, ГАКО, архива Октябрьской Революции, Партархива, Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ- НКВД
1918-1939, т. 1.

Tags: голод, охрана, помощь, удивительные люди
Subscribe

  • Немецкие туристы

    В один из выходных дней сентября 1921 года Берлинское и Штеглицкое отделение Всегерманского рабочего туристического общества "Друзья природы"…

  • Альварес дель Вайо (Julio Álvarez del Vayo y Olloqui)

    Испанский и аргентинский журналист, организатор испанской гуманитарной помощи голодающим Советской России и Украины в 1922 году. С Первой мировой…

  • "Папа Джузеппе" царицынских ребят

    В 1922 году Джузеппе Мотта, министр иностранных дел Швейцарии, стал в своей стране локомотивом помощи голодающим русским детям. Мотта твердо и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • Немецкие туристы

    В один из выходных дней сентября 1921 года Берлинское и Штеглицкое отделение Всегерманского рабочего туристического общества "Друзья природы"…

  • Альварес дель Вайо (Julio Álvarez del Vayo y Olloqui)

    Испанский и аргентинский журналист, организатор испанской гуманитарной помощи голодающим Советской России и Украины в 1922 году. С Первой мировой…

  • "Папа Джузеппе" царицынских ребят

    В 1922 году Джузеппе Мотта, министр иностранных дел Швейцарии, стал в своей стране локомотивом помощи голодающим русским детям. Мотта твердо и…