d_clarence (d_clarence) wrote,
d_clarence
d_clarence

Categories:

Сказ про то, как в Самаре канализацию строили, строили и... .



Самара, на протяжении своей истории до (да и после, если честно) строительства канализации, не то чтобы славилась своей грязью и антисанитарией (славилась только пыльно-песчаными заносами поперек улиц), но стабильно пребывала в общероссийском топе. Люди мерли пачками от холеры и тифа во время эпидемий, а также от дизентерии, кишечных заболеваний и кровавого поноса в "благоприятные годы", когда губернию не накрывало медным тазом голода или "астраханского мора". Повышенная смертность населения, дерьмо по всем улицам, смрад нечистот и помойки на углах были нормой для волжских городов:


Городом рулило богатое купечество и его в принципе все устраивало: люди успешные в Самаре деньги зарабатывали, а на лето, в самый смрад, разъезжались по дачам и имениям. Те же, кто оставались в городе, либо бухали как проклятые, либо тупо привыкали и норм.
Проблема была в том, что к концу 19 века Самара стала железнодорожным узлом, средневолжским центром судоходства и через нее потек основной экспорт хлеба заграницу - город стал стремительно расти. Вернее даже не город, а его население. А население, простите, срет. И лошади, которые возят грузы до "железки", тоже, простите, срут. А яма для нечистот в городе всего одна и из нее все стекает в реку Самарку, откуда, в том числе, берется вода для нескольких веток водопровода. Плюс дорога к яме идет большей частью в гору, а бочки у золотарей старые: "самарский водопад" - это фу! Когда идут дожди или, хуже, ливни, то на улицах Самары образуются вязкие вонючие болота.
Плюсом в Самару теперь массово сбегается население при голодах и мрет тут, и болезни разносит. Короче плохо все - сильно нужна стала канализация.

О том, что Самаре нужна канализация, говорил еще в 1850-х годах второй и, по мнению многих, самый лучший самарский губернатор Константин Карлович Грот

Говорить-то говорил, да только денег ему никто не давал. А потом забыли. Сильно вспоминали в холеру 1872 года, но тоже забыли, сразу как отпустило. В 1892 году холера снова, пополам с голодом, вынесла кучу в людей в Самаре, но терпеть такое уже стало нельзя - на том голоде в губернии работали иностранные миссии помощи, а позориться перед заграницей не в русском характере. Да и зацепило тогда холерой не только быдло - почтенных людей порядком поумирало.
Как только оправились от катастрофы, приняли решение: канализации в Самаре быть!
Случилось это знаменательное событие на заседании Самарской городской Думы 21 сентября 1895 года.

Решение приняли, но для появления в городе канализации этого мало - надо найти денег, сделать план, получить разрешение в МВД, купить материалы, нанять рабочих и инженеров, и т.д. и т.п. А канализация - проект убыточный, денег не приносит совсем, только жрет их. Т.е. заниматься таким делом не совсем по понятиям отечественного бизнеса. Поэтому скинули это дело гласному-некупцу Самарской городской Думы врачу Янову, которому поручили создать комиссию по устройству в Самаре канализации. Не знаю как отнесся ко всему этому сам Янов, но журнал комиссии он завел только 16 апреля уже 1896 года, а 28 сентября того же года он представил думе свое расчеты. По ним выходило, что строительство канализации только в районе Дворянской улицы (самой престижной в городе) обойдется в 964.000 рублей. Расход такой суммы предполагалось погасить за счет "взимаемой платы с домовладельцев, которые будут пользоваться канализацией". Так как эти самые "домовладельцы" и сидели в зале перед Яновым, то дело кончилось ничем. Это была попытка Раз, хотя некоторые самарские краеведы и начинают отсчет истории самарской канализации с даты 21.09.1895.

В 1898 году в Поволжье снова случился голод и приходила холера. И случилась попытка Два.
18 января 1899 года, гласные городской Думы Мылицин, Боде, Ястребов, Пермяков, Реутовский, Кожевников и Родзевич, во главе с видным самарским купцом Саниным

принесли городскому голове 3.000 рублей и попросили объявить конкурс для составления плана проекта и сметы канализации.
4 февраля вновь зашевелилась городская Дума - она постановила, что "городская канализация нужна", и создала комиссию, в которую уже вошли местные олигархи-тяжеловесы: Челышев, Лебедев, Рябов и тот же Санин. В комиссию включили заодно Янова, чтоб крайним был. Председателем комиссии избрали Мылицина.
2 сентября 1899 года городская Дума ассигновала все те же 3.000 рублей на предварительные работы и поручила городской Управе пригласить какого-нибудь инженера.
10 декабря комиссия Мылицина увеличила ассигнование на предварительные работы до 10.000 рублей и сделала первый реальный шаг - выступила с ходатайством перед Министерство внутренних дел о разрешении "спускать сточные воды будущей самарской канализации в р. Волгу ниже города".
7 февраля 1900 года ходатайство было официально передано и зарегистрировано в МВД, где оно попало на рассмотрение Медицинского Совета при министре МВД. Медицинский Совет, изучив самарской ходатайство, переслал его 7 ноября 1901 года в Хозяйственный департамент министерства. Хозяйственный департамент прислал ответ на ходатайство в ноябре 1903 года, давая разрешение на строительство канализации и запрещая сброс сточных вод в реку Волгу.

В ожидании ответа МВД, комиссия не сидела сложа руки - за 10.000 отпущенных рублей она составила:
1. Нивелировочный план города.
2. Нивелировочный план подземной канализации.
3. План водопроводной сети Самары.

Получив ответ из МВД, долго его изучали. 8 июня 1905 года городская дума пригласила питерского профессора Чижова для составления проекта канализации. Чижов попросил деньги вперед и переговоры на этом закончились.
7 мая 1906 года Городская Управа, на заседании городской Думы, предложила ассигновать профессору Чижову 7.000 рублей и вернуть его к переговорам.
И тут, наконец, взорвался человек-пивзавод, наше самарское все, Альфред Филиппович фон Вакано


Пожилому австрийцу до смерти надоел весь этот балаган, вся эта грязь и самарская помойка. Он встал, громогласно послал всех к растакой-то матери и заявил, что дает 15.000 своих личных рублей на составление проекта нормальным европейским инженером. Не хватит на инженера бабла - он, фон Вакано, даст еще. Даст столько, сколько будет нужно.
Предложение фон Вакано приняли единогласно. Его же и поставили новым председателем Комиссии.
Очень быстро нашелся специалист по постройке канализационных систем из Франкфурта-на-Майне, инженер Линдель. Линдель изучил техзадание, ахуе почесал затылок и предложил отвести сток на Коровий остров. В качестве строительных десятников и прорабов предложил нанять чехов из Праги, которые считались лучшими спецами по прокладке канализационных труб. Заодно Линдель представил несколько прейскурантов европейских заводов и предложил выбить у них скидки на материалы.
7 июня 1906 года фон Вакано представил Думе проект Линделя. Дума сначала захотела кинуть Линделя, но фон Вакано пресек беспредел на корню. 11 сентября Дума приобрела Коровий остров, а 25 октября 1906 года дала поручение Линделю составить и оформить проект, техзадание и смету канализации.
Линдель приступил к работе и тут же выяснил, что нивелировочные планы составлены с ошибками, данные геосъемки Самары кишат чудовищными погрешностями и надо все переснимать заново. Альфред Филиппыч еще раз разнес Думу и нанял за свой счет землемера Богдановича, который в рекордные сроки, на харчах фон Вакано, сделал полный план города.
1 января 1907 года городская Дума еще раз тормознула Линделя - ему, в ультимативной форме, было предложено закупать материалы только у самарских поставщиков. Два месяца ушло на то, чтобы доказать, что самарские поставщики не в состоянии закупить и доставить правильные и нужные материалы и трубы.

В июле 1907 года Линдель приехал в Самару и две недели ползал с Богдановичем по самарским улицам, проверяя и перепроверяя углы, высоты и все такое геодезическое.
В марте 1908 года Линдель представил в самарскую городскую Думы полный и окончательный вариант проекта. В апреле проект перевели на русский язык. Дума читала его почти год и, наконец, 25 февраля 1909 года приняла его в полном объеме и отослала на утверждение Правительства.
На том же заседании было принято ключевое решение, позволившее оперативно приступить к постройке канализации - отказались от устройства слива на Коровьем острове, так как суммы получались астрономические. Было решено, не дожидаясь ответа правительства, строить пробный участок с очистительной станцией и сливом в Волгу на Вокресенском спуске (спуск Пионерской улицы, см. план). План отправили на утверждение губернатору. Самарский губернатор Якунин, хоть и быль упырь-упырем, но пользу городу принес - утвердил план под свою ответственность


27 февраля в Самару снова прибыл Линдель и снова проползал Дворянскую улицу и спуск по улице Панской. Выяснил, что Богданович прое неправильно указал реперные точки, и если строить сейчас, то уклон на спуске будет такой, что дерьмо полетит по трубам со скоростью звука, разорвет поворотную трубу и затопит все пристани у Волги. Линдель засел переделывать расчеты. Всю весну в Самару прибывали трубы из Германии и с завода "Новь" в Боровичах, гудрон из Баку. Чугун втюхали таки свой - с заводов Бр. Журавлевых. В Самаре же были заказаны кирпичи. В мае приехал выписанный зам Линделя, инженер путей сообщения Утгоф. Прибыли прорабы из Чехии. А вот профессиональных землекопов не нашли - нанимали всех желающих помахать киркой, заступом и лопатой. Склад устроили во одном из дворов на Панской улице.

8 июня Утгоф, совместно с чехами, провел смотр нанятым работникам:


Но деваться было уже некуда, приступили к работе с такими.
11 июня начали копать траншею на Дворянской улице. 12-го прекратили - забыли отслужить молебен. 14 июня отслужили молебен и окропили готовые к укладке канализационные трубы святой водой. 24 июня начали укладку труб и первую же трубу утопили в дерьме. Вот прям натурально:


Красивейшая улица Самары (ныне Ленинградская) стояла и стоит на нем самом. Тогда было на 13 метров в глубину, сейчас не знаю.

Решили укреплять траншеи бетоном по самое не могу: заливать по 0,5 сажени снизу и с боков. Заливать начали на Дворянской улице, которая идет горизонтально Волге и не представляет собой крутого спуска. На время заливки улицу перекрыли для движения транспорта, что вызвало взрыв негодования в городе. Поэтому решили сильно торопиться. Получилось плохо: зарядил ливень и смыл весь навоз с улицы прямо в залитый и незатвердевший бетон. Как отчитывался Утгоф: "навоз сполз частью и бетонные арки приняли столь разнообразную и неправильную форму".
К сентябрю справились с трубами и приступили к устройству дождеприемников. За это время сменилось несколько сотен землекопов, но никто так и не обрел профессиональных навыков


Дождеприемники строили по краям Панской улицы. Начали копать и встретили, на этот раз, известняк. Рабочие ломами и кувалдами принялись крушить его и из-под известняка хлынули грунтовые воды, которое затопили уложенные канализационные трубы.
23 сентября на стройку притащили мощный насос "Диафрагма" и еще один паровой насос. Оказалось мало и пришлось снимать насосы с пароходов (за космическую арендную плату). Неделю все откачивали и приступили к строительству водоотвода и укладки труб до очистной станции.
Весь октябрь прокладывали трубы к очистной станции. Медленный темп был вызван все той же текучкой среди землекопов, а также грунтовыми водами и все тем же дерьмом. На Набережной, против домов Кожевникова и Новокрещенова

одну дорогущую немецкую трубу утопили в дерьме, а две сломал съехавший грунт. Поэтому там.. ээ..


Худо-бедно закончили работы в ноябре. Объем выполненных работ можно рассмотреть на плане в начале поста.
В сентябре 1908 года было запланировано потратить на строительство первого участка канализации 45.000 рублей. Потратили 56.909. Увеличение стоимости работ было вызвано не сколько порчей и заменой труб, сколько колоссальными тратами на неумелых самарских землекопов. Если обычные расценки на земляные работы в Самаре составляли 80 копеек в день при выполнении плана, то при строительстве канализации землекопы обходились в 1 руб. 15 к. - 1 руб. 40 к. Виновата в этом, как ни странно, оказалась "самарская голытьба". Не могу не привести это блестящее, во всех смыслах, объяснение:


Построив канализацию, обратились к подключенным домовладельцам с просьбой внести плату. Откликнулись только "Гранд-Отель" на Дворянской и домовладелец В.И. Докучаев: они внесли 900 и 400 рублей соответственно за год вперед. Больше никто не откликнулся.
Канализацию продолжали строить отдельными участками до 1918 года, когда строительство было прервано по объективным причинам. Возобновили стройку только в 1920-е годы. Строят и ремонтируют по сей день.
Такая история.

Цитаты из Отчета исполнительной канализационной комиссии при Самарской Городской Управе по постройке пробного участка городской канализации в 1909 году. Самара, 1910.
Tags: РИ, Самара, канализация, прекрасное, санитария
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Великая Самарская опупея. Можно роман написать типа "Тоннель" Б.Келлермана
Я, вот только не могу понять, почему всякие Богемики и Погромы отказывают РФ в историческом преемстве РИ? Больше ста лет прошло, ничего не изменилось. Только если советский период было сравнивать с имперским затруднительно, то сейчас - нагляднее некуда. И пьесы Островского неожиданно актуальны стали.
Россия, Которую Мы Потеряли, благополучно нашлась (Игорь Пыхалов).

proseka199

9 months ago

knms

9 months ago

proseka199

9 months ago

loke72

9 months ago

Спасибо. Очень интересно.

И это в богатом, вполне себе крупном городе, в 20-м веке. Удивляться тому, что наступило время, когда верхи не могли, а низы не хотели, в общем то не приходится.
Блин. Проводка узкоколейки Павкой Корчагиным отдыхает. Кино и немцы.
Эпическая производственная драма...
эпично
> все такое геофизическое
Геодезическое. Геофизика -- это о другом.
А вообще строительство канализации -- это во всех городах дело такое... Гм... Интересное... Года полтора назад читал "краеведческую" книгу о Нью-Йорке "позолоченной" эпохи (от окончания Гражданской Войны до ПМВ). Там тоже эпический плач о городской санитарии, хотя от любой точки Манхэттэна до "боьшой воды" не дальше пары километров, и приливы/отливы добросовестно промывают эстуарий.
"Геодезическое. Геофизика -- это о другом." - да, поправил описку )

raymond_babbitt

October 16 2018, 15:26:54 UTC 9 months ago Edited:  October 16 2018, 15:28:10 UTC

В Питере (а это столица РИ!) канализацию построили только в 20-е годы 20-го века. Уже при Советах. До этого все сбрасывалось в ближайшую реку или канал.

Сейчас в РФ канализации нет по-моему в 40% городов. Или наоборот, в 40% она есть - точно не помню. Но цифры такие, 60% на 40%.
Это по ливневой канализации такое соотношение (той, что дождевые воды с улиц отводит). Обычная есть в городских населенных пунктах повсеместно - спасибо послевоенным "Санитарным нормам и правилам". В сельских и ПГТ может отсутствовать.

sdvsamara

9 months ago

doubtful_mirror

9 months ago

sdvsamara

9 months ago

doubtful_mirror

9 months ago

sdvsamara

9 months ago

doubtful_mirror

9 months ago

sdvsamara

9 months ago

doubtful_mirror

9 months ago

sdvsamara

9 months ago

doubtful_mirror

9 months ago

sdvsamara

9 months ago

Anonymous

9 months ago

raymond_babbitt

9 months ago

ethic_cloud

October 16 2018, 15:47:29 UTC 9 months ago Edited:  October 16 2018, 15:49:03 UTC

Вспомнилась современная книжка о свердловском трамвае, с неизбежными стенаниями о безвинно репрессированном начальнике советских времен (конечно же, даже без указания статьи и каких-либо материалов дела). История свердловского трамвая тоже песня. События начинаются, по памяти, в 1890-х с заседаний гордумы, растянувшихся на пару лет. Заключается договор с неким предпринимателем, который, не имея ни опыта, ни рабочих, идет в "Симменс-Шуккарт" и говорит "-ребята, смотрите что я вам принес!" Однако, контракт на трамвай без освещения улиц (кажется) бошам неинтересен. Переговоры затихают - на этот раз. Вторично тема поднимается в 1910-х, но опять с нулевым результатом. В 1914-м решают продолжить увлекательное обсуждения уже как-нибудь после войны. В середине 1920-х уже большевики дискутируют о том, где трамвай нужнее - в Свердловске или Перми. Решают, что в Свердловске, и от начала проектных работ до запуска певрой линии уходит около года. А примерно через два-три года трамвай запускается и в Перми.

Есть замечательная советская книжка В. П. Коберниченко "Очерки об истории техники в России", по отраслям было при царе - стало при Советах. Без канальи, к сожалению или к счастью, но суть всегда примерно такова.
Прикольно, почитаю как-нибудь. Спасибо!

ethic_cloud

9 months ago

"Расход такой суммы предполагалось погасить за счет "взимаемой платы с домовладельцев, которые будут пользоваться канализацией". Так как эти самые "домовладельцы" и сидели в зале перед Яновым, то дело кончилось ничем."-Эко ловко с себя задачу и ответственность сбросил:)
И опять гейропейцы поднасрали - заставили работать Рускаго Человека! И из дерьма вытаскивать начали.
При всём бардаке в СССР, именно сейчас я понимаю, что мы стремимся слиться с "РКМП"

Anonymous

October 16 2018, 18:28:41 UTC 9 months ago

Ну термин "долгострой" какбы вполне себе советский. Неразрывные многовековые традиции :)

wwold

9 months ago

Читал и плакал. Один-в-один современные проекты в Саратове например.
А вам не кажется что дешевле и нравственнее было город разрушить,всех горожан до младенцев перерезать а город построить на новом месте с новыми людьми?
ты идиот

deonnisi

9 months ago

trinity_nsk

9 months ago

new_vodokachkin

9 months ago

Богланович, скорее всего, пытаясь уложиться в рекордные сроки, частью отталкивался от старого (кривого) проекта, частью проводил свои измерения, а, чтоб уложиться в допуски, получающиеся при этом чудовищные невязки просто скинул в эти прое неправильно указанные репера, умело заложенные, например, в стену подлежащего сносу или реконструкции здания.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →