Вопрос: на что жил концерн в тяжелейшие 1919-1921 гг.?
В Читинском лагере военнопленных офицеров сидел обер-лейтенант Кох, попавший в плен в начале 1915 года. На гражданке он был инженером концерна "Alpine Montan AG" и активистом социал-демократической партии Нижней Австрии. Кох был ярым приверженцем Каутского, Бауэра, Вандервельде и Троцкого - то есть, по нашей классификации, меньшевиком. Февральскую революцию Кох встретил с восторгом, стал вовсю топить за Временное правительство и российских меньшевиков и эсеров. Лозунги типа "Война до победного конца" его никак не смущали. Новые власти заметили его и выдали ему документы на свободное перемещение по губернии для чтения политических лекций в лагерях военнопленных. Пленные офицеры его стремались, солдаты просто ненавидили. Но все задавались вопросом: отчего это Кох такой довольный, румяный, жирный и вообще как сыр в масле катается?
Все открылось в январе 1918 года, когда в солдатском Читинском лагере был создан красногвардейский отряд из военнопленных. Отряд стал проводить собрания в лагерях, на которых рассказывал про коммунизм, большевиков и о классовой борьбе. На одном из собраний присутствовал Кох, который не мог удержаться от ехидных встречных вопросов. Внезапно его, сначала по голосу, а потом в лицо, узнал один ефрейтор, попавший в плен в конце 1916 года, у которого на гражданке Кох был боссом. Ефрейтор стал задавать Коху очень непростые вопросы, Кох занервничал, запутался и хотел сбежать, но солдаты прижали его к стенке и Кох все выложил:
Корпорация "Alpine Montan AG", все три года плена Коха, регулярно, в каждые несколько недель, перечисляла своему инженеру наличкой сумму в 2000 крон золотом через инспекторов Шведского Красного Креста. Кох вошел в контакт с местными купцами и через них скупал пушнину и алмазы. Купцы все отправляли легальным путем в нейтральные страны, где агенты концерна также легально все получали. В 1917 году Кох убрал посредничество купцов и скупал уже все сам лично.
Коху просто дали пинка и выкинули из помещения.
Беззлобно, как нелепый случай, вспомнил Арманд Мюллер, организатор красногвардейского отряда, в своей книжке "В пламене революции".