
Людвиг Юрашек - один из первых советских асов, налетавших миллион километров.
Немец, сын батрака. В 1910 году поступил учеником на авиационный завод. В 1914-м мобилизован в германскую армию. Закончил авиашколу, где познакомился со спартаковцами и проникся идеями Третьего Интернационала. Был направлен на Западный фронт, где служил сначала авиамехаником, а затем летчиком-наблюдателем и бомбардировщиком.
В ноябре 1918-го демобилизовался, работал в автомастерских.
Летом 1920 года решил пойти служить летчиком в Красную армию. Для чего вступил добровольцем в польскую армию,
где также служил сначала авиамехаником. Когда ему впервые доверили в управление самолет "Эльфауге", перелетел на нем в расположение Первой конной армии РККА.
После проведения проверки был зачислен пилотом-наблюдателем в 41-й авиаотряд Первой Конной. Совершил несколько боевых вылетов и был отстранен от полетов - однажды, еще на Западном фронте, Юрашек скапотировал и перевернул самолет, и с тех пор всегда старался при посадке скорее коснуться земли хвостом, разбивая задний костыль.
На земле Юрашек отремонтировал все старые и подбитые самолеты, а потом из запчастей собрал новый, похожий на "Ньюпор-17" самолет. На новой машине проделал фигуры высшего пилотажа и был вновь допущен к летной работе.
Участвовал в бомбардировках укреплений врангелевцев на Перекопе и Чонгаре.
После взятия Крыма был направлен на работу инструктором в Качу - старейшую школу летчиков. Проработал там до 1927 года и подготовил свыше 200 летчиков. Его учениками были известные асы-интернационалисты Примо Джанибелли и Рамон Нерия, погибшие на гражданской войне в Испании.
После Качинской школы работал в гражданской авиации, в "Укрвоздухпути". Прославился на всю страну в 1930 году сумасшедшим почтовым перелетом Тифлис-Сочи. Вот как этот перелет описывает известнейший советский летчик Туманский:
"Однажды, когда на линии Сочи-Тифлис был закрыт сплошной облачностью и туманом Сурамский перевал, ни один летчик, кроме Юрашека, не решился выйти в рейс. Из Тифлиса он вылетел и пошел вдоль узкого Рионского ущелья. Идя над самым потоком Риона и не имея возможности развернуться, он благополучно сел в Сочи. Все ахнули от удивления, не могли понять, как Юрашек остался цел: консольные части правого и левого крыльев были основательно повреждены от соприкосновения со скалами. Я сам видел эти повреждения и восхищался мужеством и мастерством летчика, сумевшего в отвратительную погоду выполнить задание".
Если нужно наглядное сравнение, то это примерно как пролет Люка Скайуокера по Звезде Смерти в туман без электроники.
Такой вот жил человек.Фото 1922 года.
События 1930-х годов, к сожалению, не пережил...