Часть вторая: http://d-clarence.livejournal.com/39292.html
Часть третья: http://d-clarence.livejournal.com/39545.html
Сцена 12.
В теплушке Андреев, Мартин и доктор держат совет. Доктор: "По правилам мы должны теперь всех поместить в карантин. В местном карантине лекарств нет, я узнавал. У нас в наличии лекарств на трое суток для 50 детей. Сейчас болеют уже 65. Всего детей 80. Не сдадим в карантин - через двое суток заразимся все, так как изолировать больных в поезде уже нет никакой возможности."
Андреев: "Оставим их в карантине - верная гибель?"
Доктор: "Скорее да, чем нет".
Андреев: "До каравана АРА трое суток. До станции Мефодия ходу часов шесть. У него на складе были вакцины и прививки. Если будет и уголь, то за 12 часов доберемся до Пензы. Нападение на нас маловероятно - продмаршруты идут в обратном направлении. Как думаешь, Мартин?"
Мартин: "Точно так. Но вагоны надо все равно укрепить. Да и пулемет бы не помешал."
Андреев доктору: "Антон Францевич, если мы попробуем прорваться - Вы с нами?"
Доктор снимает пенсне и дрожащей рукой потирает уставшие, воспаленные глаза: "Я врач, товарищ Андреев. Я дворянин, да-с, дворянин и человек чести. Вверенных мне больных я не брошу, не имею права бросить!"
Андреев жмет доктору руку. Доктор уходит. Андреев вытаскивает из-под топчана бутыль самогона, коробку с мылом и несколько банок консервов. "Вот все наше богатство, Мартин.. Зови этих двух. Пускай попробуют добыть нам пулемет. Я в комендатуру".
Сцена 13.
В комендатуре плохие новости. Только что от Мефодия поступила телеграмма, что три деревни в его районе снялись с мест, обезумевшая толпа убила милиционера и движется в сторону железнодорожного полотна. Неизвестные бандиты обстреляли будку путевого обходчика.
Из наркомата поступил приказ приостановить все движение поездов на данном участке. Из Тамбова уже выдвинулась кавбригада. Время прибытия двое суток. Приказ не касается поездов АРА, вооруженных пулеметами.
Андреев идет в местный отдел ВЧК. На него сначала орут, но потом командир узнает Андреева. "Аа, это ты.. здравствуй. Вот вишь какие у нас тут дела..Людей совсем нет. Мои вот только банду Кадышева взяли, аж под Пугачев загнали.. Мефодий еще тут.. Мальчишка! Поезд, говорит мне дайте, на живца бандитов поймаю! Я ему поймаю.."
Андреев кашляет в кулак и излагает проблему. Командир перебивает его: "Не лезь ты еще ко мне! Не дам я тебе никакого разрешения, понял?! О больных детях немедленно сообщишь коменданту! Круу-гом! Шагом марш!".
Сцена 14.
Андреев, подняв воротник и натянув на уши фуражку, хмуро идет к поезду. У теплушки стоят двое друзей и держат тяжелые на вид сумки. Оправдывающемся голосом: "Товарищ Андреев, не достать пулемета, никак де достать! Номерные все. Расстреляли тут уже одного. Вот на гранаты выменяли. Немецкие..". Андреев машет рукой и идет вдоль поезда. Из окон вагонов на него смотрят дети.. Андреев возвращается. Бойцы все столпились у теплушки. "Всех здоровых детей перевести в нашу теплушку! Сами в пустом разместимся.". "А когда поедем?". "Не поедем. Приказ такой есть."
Андреев не находит себе места. Идет вперед по путям. На выезде с вокзала стоит паровоз, полностью загруженный углем, всего с двумя вагонами: один спальный, другой обит стальными листами, из бойниц по бокам глядят стволы пулеметов. На вагоне крупно белыми буквами написано "A.R.A."
Андреев спрашивает часового что за поезд. Тот наставляет винтовку "Ты кто такой?! Здесь не положено!". Андреев лезет за документами. В это время в тамбур выходит американец. Тот самый, в шикарных сапогах. Снова чуть насмешливо смотрит на Андреева. Андреев взгляд не отводит, а прямо и серьезно смотрит ему в глаза.
Сцена 15. В вагоне американца.
За столом американец, переводчик из одесских евреев и Андреев. На столе самовар и стаканы с чаем. В углу патефон и кадка с пальмой. Дорогие занавески, бархатная обивка диванов. Американец немного говорит и по-русски и почти все понимает, лишь изредка уточняя что-то у переводчика.
Андреев излагает ему проблему. Говорит про детей, про Мефодия, вакцины. Про план.
Американец уточняет: правильно ли он он понял, что Андреев командир отряда вооруженной охраны. "Да". Американец кивает. Потом начинает говорить сам. У него следующая проблема. Ему надо как можно быстрее в Москву. Локомотив у него отличный. При благоприятных обстоятельствах он может добраться туда за сутки. Но тут эти бандиты, а у него весьма ценный груз. Ему чертовски надоела Сызрань, ему чертовски надоели консервы, ему чертовски надоело торчать на одном месте. Он будет рад подкреплению. Если русские изолируют его вагоны от тифозных, то он готов тронуться немедленно. Сколько человек у Андреева и как они вооружены? Андреев кашляет. Он один. Остальным приказать не может - есть приказ вышестоящего начальства оставаться на месте.
Американец пожимает плечами. "Ну извините". На такой риск он не пойдет.
Выходят из вагона. Американец похлопывает по плечу Андреева. Мол хороший ты человек, но it's a pity - ничем помочь не могу. Андрееву это неприятно. Он снова поднимает воротник и возвращается к поезду. Детей уже перевели. На перроне курит Мартин. "Что это за человек, товарищ Андреев?". Андреев нехотя рассказывает. Заходит в теплушку проверить как разместились дети. Вторая медсестра только закончила их укладывать. Андреев оглядывает лица спящих детей. Выходит из теплушки.
На перроне стоит строй. Все лица непривычно серьезны. Во главе непривычно стоит студент. Он бледен. Чуть заикаясь от волнения говорит. "Товарищ Андреев, вы - комендант маршрута номер 524 бис. Мы вооруженная охрана поезда. Куда поезд, туда и мы." И совсем не по-военному добавляет: "К-командуйте, пожалуйста!". Андреев смотрит на бойцов. Сглатывает. "Спасибо товарищи!"
Строй хором:
"Служу трудовому народу!"
Поезд АРА сдает назад, сцепляются..