Весной 1921 стало ясно - нам конец. Пытались сначала справиться сами.
Призывали активно население жертвовать в Компомгол (Комитет помощи голодающим) и другие организации, выходить на субботники и т.п. Капля в море.
Стали организовывать эвакуацию детей в более благополучные районы. Здорово подводила логистика.
По линии Коминтерна запросили помощь у иностранных коммунистов и рабочих. Помощь потекла, но мало. Очень мало.
Стали заставлять местные власти посылать продовольственные посылки в голодающие районы. Опять капля в море.
В проблемные районы (читай Западная Украина) отправили продотряды из наиболее страдающих районов (из Самары ушло 700 вооруженных, готовых на все людей). Они здорово вышибали. Но опять МАЛО!
Тут уже самые твердолобые и ревностные коммунисты поняли - хана.
Далее было так.
Начали вопить на весь мир "ПОМОГИТЕ!".
Лига Наций в ответ: "Бу-га-га! Дохните, коммуняки".
Ленин, светлая голова, вспоминает кто из русских имеет авторитет за границей и обращается за помощью к Горькому. Горький пишет знаменитейшее и потрясающее по своей силе письмо "Ко всем честным людям" (за границей также известно как "Give us bread!"), которое перепечатывают все ведущие европейские газеты.
Письмо читает Фритьоф Нансен. С этой точки начинается наше спасение. В общих чертах:
Нансен обращается к Лиге Наций примерно так: "Что же вы делаете, гады?! Там люди гибнут! Настоящие белые люди, как мы с вами! Не коммунисты, монархисты, террористы и прочее, а люди! Дети! И вообще - русские это и мы тоже! Без России нашей цивилизации тоже конец!"
Лига Наций: "Ну может ты и прав, но коммунякам все равно ничего не дадим. Вот тебе лично, под твое слово дадим." Нансен взваливает на себя этот груз.
Образуется Нансеновский Комитет, проходят конференции в Женеве, Брюсселе, Париже, Берлине. Международный Красный Крест включается в работу. Благотворительный общества открываются одно за другим. Включаются религиозные организации и секты. Нансен носится по Европе и России.
Вторая поворотная точка.
Нансен очень быстро понял, что помощь даже всей Европы - это продление нашей агонии и только. Спасение без участия США невозможно.
Второй человек за кого Бога молить - Герберт Гувер. На тот момент еще не президент США, а министр торговли. Он услышал и нас и Нансена. Заткнул глотки нехорошим людям в Конгрессе, подписал с нами договоры (первый договор с АРА подписывал Литвинов, все проекты читал и правил лично Ленин) и запустил машину АРА (American Relief Administration). Вот они то нас и спасли.
Тут позволю себе вольно процитировать B.Patenaude:"Ни одна личность в истории Человечества не спасла столько жизней, как эти два человека".
А потом, в 1923 году, когда голод отступил, мы всех просто выгнали. Спасибо никому не сказали. Было всего два официальных письма с выражением скупой благодарности АРА и ШКК, подписанные Каменевым. Все. В Москве, в крошечном скверике в арбатских переулках, стоит единственные в России памятник Нансену. В Москве еще есть проезд Нансена. В Ростове-на-Дону есть улица. Еще в Калининграде. Гуверу вообще ничего.
Вот как раз иностранная помощь и есть тема этого блога. О ней и пишу.
P.S. Мотивы, подводные камни, сроки, точные даты - ту не обсуждаются. Это просто краткий и вольный ликбез для тех, кто вообще не в курсе. Все подробности об иностранной помощи - в отдельных статьях.