Это была деревня в Херсонском уезде Одесской губернии, основанная в 18 веке этническими шведами, проживавшими на территории, отошедшей России по Ништадскому миру. Последнюю партию шведов туда переселили уже при Екатерине Второй. Шведы, хотя их и выкинули в чистое поле, довольно быстро освоились, вели хозяйство, занимались ремеслами. Многие обрусели, но самоидентичность сохранили. Через сотню лет, после переселения, уже воспринимали Россию как родину и ходили за нее на войну:
В 1921 году оказались в разрушенной, голодной УССР во враждебном окружении. Пастор деревни умудрился переслать в Петроград руководителю местной шведской общины Тунельду письмо с воплем о помощи. Тот переслал письмо в Стокгольм и принц Карл выступил с новым призывом о помощи теперь уже этническим шведам. Общественность быстро собрала необходимую сумму - 200.000 крон. Туннельд уладил организационные и правовые вопросы (что было совсем непросто: шведам разрешили оказывать помощь Гаммалсвенскбю через экспедицию в Самаре, для чего в договор включили также УССР). Так как кормить предполагалось всего 750 человек, то и штат экспедиции согласовали всего в количестве 2-х человек:
Юста Седергрен
в ПМВ работал в лагерях для военнопленных в Сибири, и Карл Геббель (фото пока не нашел) - шведский бизнесмен, рубивший бабло на посредничестве между шведскими промышленниками и РИ, кинутый Революцией, но непостижимым образом привязавшийся к нашей Родине.
Первые вагоны в сопровождении делегатов Седергрена и Геббеля отправились в январе 1922 года в составе эшелона для Самары. Маршрут был такой: Стокгольм-Ревель-Петроград-Москва-Самара-Х
Пристань в Бериславе. Фото шведов:
Чудом доехав, делегаты обнаружили следующее:
1. Вооруженное ополчение села из-за дикого разгула бандитизма.
2. Отсутствие запасов в деревне.
3. Вымирающие соседние деревни.
4. Крайне негативное отношение славянских соседей к "успешным" шведам.
Привезли, накормили - что делать дальше? Ведь в Швеции уже формируют новую партию помощи.
С бандитизмом на Украине в 1921-22 годах был полный швах. Не проходило месяца, чтоб эшелон не пустили под откос и не разграбили. Под Одессой бандиты динамитом пути взрывали. Нападали даже на вооруженные до зубов поезда АРА. Захватили и поубивали персонал поезда Сербско-Хорватского Красного Креста. Села с разным этническим населением зачастую вели междоусобную войну. Кругом шайки ворья и грабителей.
А шведов двое. И один должен оставаться за старшего в деревне, а другой в одиночку, пусть и с вооруженной охраной, мотаться в Петроград и обратно.
На счастье Геббель и Седергрен не первый год в России и вопросы решать умели. Седергрен поехал в Берислав, пришел в гормилицию и заявил примерно следующее: у Швеции продуктов много, эшелоны она будет присылать регулярно, на жителей деревни хватит с головой и еще останется. У милиционеров же семьи голодают - не будет ли против руководство, если Шведский Красный Крест будет передавать излишек на их нужды? Руководство было не против - тут же предоставили списки
шведы взяли милицию на довольствие (док тут правда уже от 1923 года, но отлично показывает как распределяли довольствие):
И удивительное дело - шведские грузы в Бериславской волости ни разу не тронули и не разграбили, на Гаммалсвенскбю не было ни одного нападения.
После успешного прибытия и распределения второго эшелона, Советское Правительство задумалось, и, при отправке третьего, Ландер написал Тунельду, что нехорошо оказывать помощь только шведам, когда вокруг соседи мрут селами, и Совпра просит кормить и окрестности (список прилагается). В замен пообещали просто спасибо и содействие на местах. Шведы, не долго думая, ибо знали о социальной напряженности в районе, согласились.
К лету 1922 года шведы кормили и одевали через выборные комитеты следующие села в Херсонской губернии:
Гаммалсвенскбю (Старошведское) - 750 чел. (650 шведов, 100 русских)
Куцая Балка - 155 чел. (русские)
Костырка (Klosterdorf) - 805 чел. (немцы)
Михайловка (Mühlhausendorf) - 523 чел. (немцы)
Ново-Берислав - 375 чел. (евреи)
Дремайловка - 340 чел. (русские)
Змиевка (Schlangendorf) - 466 чел. (406 немцев, 60 шведов).
1922 год прожили и тут на Украину завезли семена канадской пшеницы Манитоба. Шведы потребовали выдать семян и для Гаммалсвенскбю. Семена выдали - надо сеяться. Привезли из Швеции один трактор, рассчитывая на местных лошадей. И тут засада - лошади у местных шведов и немцев хоть и выжили (русские и евреи своих пожрали да распродали), но, после питания всякой дрянью в тяжелые зиму-весну, поголовно больны и слабосильны.
Шведы обратили свой взор в соседнюю Ново-Архангельскую волость и обнаружили там чехословацкую колонию с чудесным и подходящим названием - Конский Загон. У чехословаков остались лошади, но кончилась еда. Последнее отдавали скотине, надеясь на заработок. Общий язык с ними нашли быстро.
рапределение:
Заключив серию таких договоров и, попутно спасши чехов от голодной смерти, шведы прекрасно провели посевную.
А из Берислава к добрым Геббелю и Седергрену потянулись толпы просителей. К моменту ликвидации деятельности ШКК в августе 1923 года, на балансе экспедиции в Гаммалсвенскбю значились: "Союз учителей Берислава", профсоюз ткачих, детдом и семьи совслужащих.
После ликвидации деятельности ШКК в СССР, шведы не оставили контактов с деревней и в 1929 году эвакуировали ее население в Швецию, что потребовало проведения целой операции:
http://d-clarence.livejournal.com/12443.html
http://d-clarence.livejournal.com/12780.html
По материалам Riksarkivet.