Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

Как Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус хотели нашей смерти.

Весной 1922 года Советское правительство заключило договор с Ватиканом по оказанию широкомасштабной помощи нашим голодающим. Ватикан кормил студентов и преподавателей в университетских центрах, открывал молочные кухни и просто кормил малышей во многих городах нашей страны. Всего, благодаря этому договору, Ватикан спас 120000 жизней наших соотечественников.

В апреле-мае 1922 года проходила известная Генуэзская конференция. Конференцию посетил король Италии Виктор-Эммануил III, который устроил прием и банкет для членов делегаций на своем корабле "Данте Алигьери". На банкете руководитель советской делегации Георгий Чичерин и представитель Ватикана монсеньор Синьори сидели друг напротив друга. Разговорились о договоре и, неожиданно для присутствующих, подняли тост и чокнулись за дружбу.
Это была сенсация. Сенсацию раструбили все крупные европейские газеты.
4 мая 1922 года Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус опубликовали в газетах "Les Debats" и "Le Matin" открытое письмо к Папе Пию XI. Вот его текст:
"Если произойдет это невероятное событие, если будет подписан конкордат между Святым Престолом и этой международной бандой, именующей себя "русской советской властью", тогда святое дело восстановления Церквей никогда не сможет совершиться. Неужели сильные века сего, и так уже на протяжении многих лет отвергающие Бога, теперь признают власть врагов Божьих и поклонятся Зверю, говоря: "Кто подобен сему? и кто может сразиться с ним?" Мы верим, что Бог не попустит совершиться такой мерзости, чтобы викарий Христа благословил царство антихриста".


Папа не удостоил их ответом.

Цитату дает Антуан Венгер на с. 171, ссылаясь на "Documentation catholique" от 27 мая 1922.

Подвиг любви к ближнему в исполнении испанских кларетинцев.

Утром 29 ноября 1921 года Папа Бенедикт XV испытал сильное потрясение во время утреннего доклада своего секретаря.
Он узнал, что в Советской России, на Донбассе, в нищем, раздолбанном селе Юзовке, среди ирландских горняков-коммунистов, приехавших из США и Великобритании на восстановление разрушенных угольных шахт, проводятся католические службы французским священником, забытым при эвакуации французских войск из Одессы в апреле 1919 года.

Мало того, этот святой отец еще и выправил нужные бумаги и официально восстановил дореволюционный приход в Макеевке, записав его членами 20 работяг из ирландцев и поляков (необходимая квота по законам РСФСР для регистрации католической или протестантской общины).
Звали святого отца Пий Эжен Невё


Он с 1906 год жил в России, служил тут же, на Донбассе, среди французских и бельгийских специалистов, работавших на шахтах. В 1918 году паства у него закончилась, и он подался в Одессу. В Одессе католическими приходами рулили поляки, а с ними у отца Невё как-то не сложилось. Зато ему обрадовались во французских экспедиционных войсках. В начале 1919 года, когда дела интервентов стали складываться не очень, его пообещали забрать домой, но в апреле попросту забыли - его же не было в списках. Да и не до него французам было.
Где он скитался и как перебивался в последующие два года - неизвестно (возможно есть в книге Алексея Юдина "Pie-Eugène Neveu" ed. 2002 Collana "Testimoni", но на русском языке я ее не нашел). Но в 1921 году он вот - вернулся на Донбасс.
Через ирландцев Невё отправил письмо бывшему старосте католического прихода Юзовского металлургического завода Тулу. Тул переслал его в Ватикан. Из письма Папа получил подтверждение уже полученным сведениям о действительном положении дел в связи с декретом об отделении церкви от государства. Невё писал о снятии языковых запретов на католические богослужения (в РИ был запрет вести богослужения на русском языке: только латынь и немного польский), о том, что новой власти пофиг кого крестят в храмах и как граждане меняют свои религиозные убеждения. Т.е. католики и православные могут вступать в брак без смены вероисповедания, никакого Синода теперь нет, община сама управляет своими делами и имуществом.
Невё, невесть как, установил связь с ближайшими католическими священниками: в Харькове (349 верст), в Таганроге (112 версты), в Екатеринославе (289 верст).
Также, из письма, стало понятно, что Невё совсем худо и у него от лишений скоро поедет крыша. Указывая расстояние до соседей, Невё писал: "Какие просторы для прогулок открылись бы передо мной, будь у меня хорошие башмаки, но безжалостное солнце 1921 года сожгло хлеба, предназначавшиеся людям, и поджарило сено, предназначавшееся животным".
Ватикан вступил с Невё в деятельную переписку. Не берусь утверждать, но возможно и благодаря письмам Невё Ватикан начал оказывать нам реальную помощь еще до заключения официального договора. Невё много писал о страданиях голодающих, разрухе и ужасах голода:
"Господи, неужели никто не поможет этому несчастному народу? Ведь в Европе хорошо знают, что происходит в России. Чем занимаются дипломаты? Неужели не осталось христиан, которые возмущаются духом при мысли о том, что миллионы человек погибают, не имея куска хлеба? Хороша же наша современная цивилизация. Я не хочу касаться политики, но могу сказать Вам, что никакие политические соображения, никакие желания отомстить не могут стать оправданием этого отсутствия любви или этих промедлений" (цит. по Антуан Венгер "Рим и Москва. 1900-1950").

Мы не будем здесь описывать касаться вопроса помощи Ватикана голодающим нам - тема обширная и серьезная (если очень-очень кратко, то можно почитать здесь по тэгам "Папа" и "Ватикан"). Расскажем только эпизод, связанный с Невё и вынесенный в заголовок.
Collapse )

The Red Dean of Canterbury.

Хьюлетт Джонсон был наверное самым известным настоятелем Кентерберийского собора. Пост занимал с 1931 по 1963 год. Он был убежденным христианином, коммунистом и блестящим оратором. Оставил замечательную книжку "Христиане и Коммунизм". Горячо отстаивал идею о том, что "аморальному капитализму" противостоят христанские основы коммунизма. Имел бешенную популярность среди рабочих и простого люда - до сих пор в Англии выходят о нем книги и статьи. Знал всех коммунистических лидеров своего времени

Хрущева, кстати, не выносил.

Во время Второй мировой войны, являясь настоятелем Кентерберийского собора, отражал налеты люфтваффе в составе прожекторного взвода, разбирал завалы после бомбежек и организовывал сбор посылок для Красной армии. В свободное время ездил по стране и читал лекции о Советском Союзе, где дважды бывал в 30-е годы (в 35-м, например, читал в Москве лекцию "Был ли Христос коммунистом").
Имел закадычного друга - Гарри Поллита, одного из основателей компартии Великобритании. Про последнего ходила шутливая песенка, что под влиянием преподобного Джонсона он по пьяни разговаривает с "Товарищем Богом" (есть в английской Вике про Поллита).
В заголовке - прозвище, данное настоятелю прихожанами.

Что делает в этом блоге.
Осенью 1921 года простые работяги-болельщики футбольной команды Манчестер Юнайтед собрали 300 фунтов в помощь русским голодающим. Собирали отдавая выигрыш в тотализаторе. На кассу посадили самого честного на трибунах - священника и отъявленного болельщика Хьюлетта Джонсона.


Который весь сбор передал в Межрабпом.

О пожертвованиях из Манчестера говорит Макаренко в "Мировой пролетариат - стране Советов", подробности раскрывает Гарри Поллит в своих воспоминаниях "Годы политического ученичества" М. 1960. Очень много интересного и куча ссылок про Джонсона как в нашей Вике, так и в английской.

Святые люди острова Мартиника.

Бюллетень НКИД сообщает:
Le Courrier colonial, Париж, 21 октября 1921.
"Колонии решили посылать голодающим в Россию имеющиеся у них продукты. Так например собрание острова Мартиника постановило отправить 30.000 гектолитров рома в Россию."

К нам этот груз не приходил. Да и сухой закон у нас тогда был.
Париж! Где наше бухло?!



Casus belli налицо, я считаю.

К вопросу антицерковной пропаганды в РИ.

В.П. Крикунов в статье "Антицерковные настроения крестьян в пореформенной России" (Вопросы религии и атеизма, Сборник статей Х, Изд. АН СССР, М, 1962) проводит анализ уголовных дел по антицерковной пропаганде, святотатстве и проч. по материалам архивных фондов ЦГВИА, Ставропольского, Ростовского, Харьковского и Одесского архивов. И вот по самим агитаторам у него вытанцовывается такая картина: большинство осужденных за антицерковную пропаганду среди крестьян - отставные солдаты и унтеры, которые в армии научились читать.
Истории почти у всех под копирку. Например:
- арестованный за антирелигиозную пропаганду среди крестьян Ахтырского уезда Харьковской губернии в 1879-м году отставной ефрейтор Данила Коршенко: "до поступления на военную службу грамотен не был", "на службе научился читать", прочел в разных книгах и журналах, что "будто бы святых мощей нет и что они сделаны из воску, облиты олифой и обернуты бумагой", о чем и рассказывал крестьянам;
- осужденный за святотатство в с. Тищенское Ставропольской губернии в 1883 году отставной фельдфебель Федор Алексеенко: "грамоте был обучен на службе", где "ходил в гарнизонную библиотеку", "внушал односельчанам атеистические мысли", "отвергал бессмертие души", "утверждал, что "Закон Божий", как предмет преподавания, совершенно лишний";
- осужденный за "кощунственные выражения" в 1902 году Тифлисской судебной палатой отставной солдат В. Бурцев: "до службы грамотен не был", "на службе был обучен начальной грамоте", "толковал крестьянам с. Константиновского Ставропольской губернии, что "Бога нет", "мощи - это заспиртованные трупы";
- осужденный за "кощунство" в 1898 году Владикавказским окружным судом казак А. Зубов: "грамоте обучен на службе в армии", "на площади станицы Троицкой Терской волости говорил, что святые угодники - не больше как всякий офицер и ходить в церковь не нужно", "не нужно ни исповеди, ни святого причастия".
Это для примера из разных десятилетий.
На втором месте, со значительным отрывом, идут волостные писари из крестьян, а потом уже всякая интеллигенция, "прогрессивные" помещики и прочие.
Такая вот пища к размышлению.

Больше чем фото.

Советские чиновники доставили под конвоем и выдают под роспись американскую еду православному духовенству. Уфа, 1922 год.



Фото из Архива Гувера.
Bertrand M. Patenaude, The Big Show in Bololand: The American Relief Expedition to Soviet Russia in the Famine of 1921. Stanford University Press, 2002

Адвентисты седьмого дня.

А за что в России не любят адвентистов седьмого дня?
Они официально просились нам помогать в 1922 году, но даже Ленин написал, что нефиг с ними связываться и бесить без того слетевшее с катушек население (т. 54, утрировано мной).
В теме этой секты не копал, вопрос людям знающим.
Меннониты и духоборы - тоже хардкор, если разобраться, но с ними проблем никаких не было.

P.S. Адвентисты все равно, частным образом, слали гуманитарку.

Старая добрая традиция.



Антиох III Селевкид. Он же "Великий". Правитель Государства Селевкидов с 213 по 187 гг. до н.э.
Что он делает в моем блоге?
А он первый правитель в истории, применивший систематическое изъятие церковных ценностей ддя государственных нужд. Когда в войне 191-188 гг. римляне надавали ему по щам и наложили контрибуцию, то в первый взнос он отдал казну, а в последующие начал вытрясать золото и серебро из храмов. Так как ему было глубоко наплевать на религиозную составляющую, то трясли абсолютно все храмы всех представленных в государстве религий. Под раздачу, естественым образом, попали и евреи, в результате чего события нашли отражение в Библии в Первой книге Маккавеев.
Таким образом, можно считать, что изъятие церковных ценностей государством - старая библейская традиция. Хе-хе (шутка юмора, если что).

Чем занимались растрелянные священники в закрытых церквях в 1922 году.



О роли священников в борьбе с Голодом я писал здесь: http://d-clarence.livejournal.com/34841.html

Русская Православная Церковь сделала очень много для помощи голодающим и "злые большевики" нисколько этого не скрывали и даже публиковали в своих газетах. Эта заметка - из Коммуны за 24 января 1922. Воззвания, обращения и послания Патриарха Тихона вообще печатались в центральных газетах и перепечатывались на местах.

Откуда взялось столько нездоровых людей в "сраче" у george_rooke я не знаю. Да, священники попадали под репрессии, вызванные борьбой с контрреволюцией, но под них попадали все слои общества. Спадала угроза мятежа - сворачивались репрессии. Появлялась - начиналось по новой. Приравнивать расстрел взятых в заложники священников к борьбе с церковью, это как приравнивать расстрел взятых в заложники офицеров к борьбе с военной наукой, министров Временного правительства - к борьбе с "основами государственного управления", зажиточных крестьян - к борьбе с достатком.
Хотели бы уничтожить - уничтожили бы в 1918-19 руками темной и озверевшей массы. Не мешало ничего.
"Воинствующие безбожники" - это борьба за умы, а на физическое уничтожение.

Под катом митрополиты, епископы и цитаты из Нового Завета на страницах большевистских газет.
Collapse )